ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Сясьстрой в годы войны». Часть IV

09.11.2020 | 19:54

Сясьская судоверфь сыграла огромную роль в помощи блокадному Ленинграду. В этой части вы узнаете подробности работы судоверфи.

В летопись Великой Отечественной войны красной нитью вошли ледовая и водная трассы Ладоги - легендарная Дорога жизни, огромную роль в истории которой сыграла Сясьская судоверфь, построенная в 1942 году на базе лесопильного завода по решению постановления Государственного Комитета Обороны № 1423 от 11 марта 1942 года, подписанного Председателем Государственного комитета обороны И. В. Сталиным.

Сясьская судоверфь 1942 год

Судоверфь располагалась в устье реки Валгомы. Директором ее был С.И. Шилейкис, главным инженером - Н.А. Кузнецов, главным механиком - Ф.П. Эткин, главным конструктором - Б.И. Еропкин.

Работали на верфи в основном жители поселка и близлежащих деревень- женщины, старики и дети. Также работали 2000 мобилизованных рабочих и специалистов. Был освоен поточный метод строительства барж по проекту главного конструктора Б.И. Еропкина. За внедрение этого метода он был удостоен звания лауреата Государственной премии и других правительственных наград.

Потомственный ленинградец. Б.И. Еропкин родился в 1910 году. Окончил кораблестроительный институт. До войны работал в Ленинградском Речсудопроекте, в КБ Северозападного речного пароходства, а в годы войны - на сясьской судоверфи. В госпитале, обслуживающем рабочих судоверфи, работала его мать – Зинаида Дмитриевна Еропкина, дочь известного декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина – члена Северного тайного Общества.

Послание работников Сясьской судоверфи ленинградцам.

(На фото: Послание работников Сясьской судоверфи ленинградцам) Оттекстовка.

Первая баржа была спущена на воду 22 Мая 1942 года, всего было изготовлено 30 деревянных барж, каждая грузоподъемностью 400 тонн. Всего за годы существования было построено 99 судов, кроме того доки и деревянные домики для Дороги жизни. Верфь действовала с марта 1942 года по май 1945 года. Затем она перебазировалась на реку Свирь, в поселок Никольское Подпорожского района. На ледовой трассе Дороги жизни водили машины сясьстройцы: Я.Г. Алексахин, А.Д. Тимофеев, И.П. Зарубин и другие. Сопровождал санмашины с ранеными Г.З. Бердиченко. Охраняли небо Приладожья: радист П.Т. Петров, механик авиачасти Н.П. Зоц.

SyasNews благодарит заведующую отделом краеведения МБУ «Сясьстройский городской ДК» Дмитриеву Елену Александровну за предоставленный к публикации материал.