ppg2016

. :
    vk ok fb tw gplus tel yt rss

«В стране Обоженской на Ояти реке...»

14.02.2017 | 12:10

На живописном берегу реки Оять, примерно в сотне километров от Волхова и совсем рядом с Лодейным Полем расположен Введено-Оятский православный женский монастырь.

Точная дата его основания неизвестна, специалисты считают, что не позднее рубежа XIV-в. Первые сведения об обители содержатся в житии святого Александра Свирского, написанном его учеником Иродионом в 1545 году. Одно из памятных событий в истории монастыря - рождение в селе Мандеры, что напротив монастыря на другом берегу реки Оять, в семье селян Стефана и Вассы святого Александра Свирского.

Говоря о рождении прп. Александра, Иродион пишет: "Сего ж блаженного отрока родители жительство имели в пределах славного Великого Новгорода в стране Обонежской в селе Мандеры на Ояти реке напротив Островского монастыря Пресвятой Богородицы честного Ее Введения... Родился божественный отрок в лето 1448 г месяца июня в 15-й день". Родители будущего святого были погребены в монастыре друг подле друга примерно в 1475-1480 годы. Прп. Александр называл Островскую обитель (так в старину именовали Введено-Оятский монастырь) "монастырем моих родителей". По существовавшему преданию, семеро его учеников были отправлены им туда для поддержания монастыря, и здесь они на-шли свое упокоение. Святой Александр Свирский своей духовной силой помогал царю Петру отвоевывать землю Ингерманландии у шведов. Именно поэтому первая возведенная в Санктпитербурхе часовня была освящена во имя Св. Александра Свирского.

Известно, что до 1503 года в монастыре жили и монахи, и монахини. Позже монастырь стал только мужским. В период шведского разорения (1582-1617гг.) обитель прекратила своё существование, позже стала приписной, а в 1764 году монастырь выведен за штат. За 500-летнюю историю до революции монастырь перенес множество бедствий. Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает Введенский монастырь на Ояти, который в 1581 г. совершенно выжгли "немецкие люди", так что 6 человек братии жили за монастырем в пустоши "на острову". В 1592 г. "немецкие люди" сожгли образа и книги. Такие погромы вплоть до заключения Столбовского мира (1617) случались очень часто. Тогда же, на рубеже XVI-XVII вв., случились несколько неурожайных лет подряд, которые вызвали сильный голод, а затем и "мор". Из-за частых разорений и пожаров состав храмов неоднократно менялся, но всегда существовали (в виде отдельных церквей или приделов) церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, Богоявления Господня (ка-кое-то время - иконы Божией Матери "Живоносный Источник").

До XIX века все строения были деревянными. После Смутного времени монастырь имел два храма - холодный Введенский с приделом апостолов Пет-ра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, а также колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святы-ми вратами, колодец и хозяйственные постройки. С XVII века существовала монастырская мельница на речке Чегле.

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX в., при настоятелях Иннокентии, Кирилле и Израиле. Первое каменное здание - соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери - было построено в 1814-1817 гг. С этого времени развернулось каменное строительство сегодня имеет подворье в Санкт-Петербурге - храм святой благоверной княгини Анны Кашинской на Выборгской стороне.

Главное достояние монастыря - святой целебный источник. По местным легендам, на месте обители в стародавние времена было явление Богородицы. Вскоре на этом месте появился целебный родник, который исцелял людей до 30-х годов XX столетия. Говорят, что источник иссяк, когда был расстрелян последний инок. Затем пришли атеисты-комсомольцы, засыпали источник мусором, а в церкви разместили клуб. В 1992 году в поселок Рассвет из Петербурга приехали первые инокини возрождать разоренную обитель. Однако противники монастыря перекрыли водопроводные трубы. А как жить без воды? Монахини каждый день молились Божией Матери.

И вдруг случилось чудо - в один из дней из земли забила маленькая струйка воды. Инокини расчистили место, и родник ожил. Это был тот самый целебный источник, который исчез в советские годы!

Вода из источника обладает замечательными свойствами. Это редкая йодисто-радоновая минеральная вода со стабильной, вне зависимости от сезона, температурой - 12 градусов. В ней присутствуют почти все элементы периодической таблицы Менделеева Самое же главное - целебные силы монастырской воды. В монастыре нет медикаментов, от всех болезней приписывают одно средство - источник. Попить святой водицы или искупаться - вот рецепт лечения всех болезней, даже рака. Монахини уверены: живоносный источник - один из самых исцеляющих. А его возрождение - знак всем живущим о милосердии Божием.

Подготовила О. ПАНОВА