ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Русская Голгофа: судьба священников Новоладожского уезда в 1920-1930г.

22.11.2017 | 17:23

1917 год принёс перемены и в наш уезд. Новоладожское духовенство с надеждой встретило произошедшие в феврале - марте революционные события.

7 марта 1917 г. Четвертого округа Новоладожского уезда благочинный священник Николай Лебедев направил приветственную телеграмму в адрес председателя Государственной думы:

«От себя и округа сердечно, с радостью приветствую Государственную Думу и Новое Правительство. Молим Бога послать силу и крепость, спасти родину от врагов внутренних и внешних. Наш народ спокойно с твёрдой надеждой ожидает светлого будущего». Но приходское духовенство ждали тяжелые времена.

11 декабря 1917 г. декретом Наркомпроса от Церкви были отделены все учебные заведения. Церковно-приходские школы, духовные училища, духовные семинарии, духовные академии закрывались, а всё их имущество подлежало конфискации. 17-18 декабря 1917 г. было изменено брачное законодательство: законным признавался только гражданский брак, а регистрация рождений, браков и разводов передавалась государственным органам. 1 апреля 1920 г. Наркомюст в специальном документе разъяснил, что служители культа не могут признаваться полноправными гражданами РСФСР. Хорошо известна позиция Патриарха Тихона по отношению к Советской власти. Но духовенство, в том числе и приходское, не было единодушным в этом вопросе.

Арест патриарха Тихона привёл к появлению такого движения в РПЦ, как обновленчество, выступавшее за сотрудничество с Советской властью. Одним из самых ярких представителей обновленчества стал священник Сергей Иванович Ларин (1908-1967 гг.), чья судьба оказалась связанной с Петропавловской единоверческой церковью села Халтурино (бывшее Петропавловское). Он родился в Санкт-Петербурге, до 1918 г. обучался в 5-й Петроградской гимназии, а затем в 37-й Советской школе, которую окончил в 1925 г., одновременно служил псаломщиком в Николо-Богоявленском обновленческом соборе в Петрограде, затем - в Казанском обновленческом кафедральном соборе. С 1 922 г. перешёл в обновленчество и выступал за сотрудничество с Советской властью. В 1926 г. был рукоположен в сан дьякона, в 1930 г. - в сан иерея, священствовал в нескольких храмах Ленинграда. Окончил Богословский обновленческий институт в Ленинграде, прослушал курс лекций по истории в Ленинградском университете. В 1930 г. женился, а в 1 933 г. развёлся с женой и постригся в монахи, был принят в число братии Тихвинского монастыря, но проживал в селе Халтурино. 25 декабря 1933 г. был арестован и приговорён к трём годам заключения условно. В 1934-1935 гг. служил настоятелем единоверческой (обновленной юрисдикции) Петропавловской церкви на Волховстрое. Вопрос о существовании этой церкви очень запутан. Известно, что к этому времени храм в селе Халтурино был закрыт. (Есть косвенные сведения о том, что на Волховстрое использовалось для церкви специальное каменное здание (ныне здание ООО «Водоканал-сервис», но сохранившиеся документы не позволяют установить точно этот факт). В 1935 г. отец Сергий был переведён в Ленинград. Дальнейшая его судьба уже не будет связана с нашим краем, но церковная карьера отца Сергия сложилась очень удачно. В годы Великой Отечественной войны он стал епископом Звенигородским, затем - епископом Азиатским и Ташкентским. В 1 943 г. он откакался от обновленчества, после войны отец Сергий был в разное время епископом Тульским, Астраханским и Сталинградским, Ростовским и Таганрогским, Омским и Тюменским. С 1962 г. - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, управляющий Пермской епархией. В этом же году отец Сергий был удостоен степени магистра богословия за работу об обновленческом расколе.

В 1920-е гг. в условиях развернувшейся кампании воинствующего атеизма уже начались преследования священнослужителей Новоладожского уезда. Так, газета «Волховский труженик» в сентябре 1924 г. писала о слушании уголовного дела священников Чулкова, Георгиевского, Кедрова и Леонтьева, обвиняемых в «распространении религиозных суеверий среди масс». Слушание дела проходило в Новой Ладоге. Газета писала, что Чулков и Георгиевский обвинялись в шарлатанстве, т. к. они помогли исцелению больного эпилепсией крестьянина Шумской волости деревни Белые Озерки Ивана Шишелева. Священник Чулков ездил с ним по деревням и демонстрировал «чудесное исцеление», Шишелева провозгласили новоявленным святым и даже был устроен праздник «Духовного возрождения». Но власти отправили исцелённого крестьянина в психиатрическую лечебницу, где экспертиза профессора Ольшанского показала, что Шишелев страдает тяжелой формой истерии, связанной с нарушениями функций мозга и центральной нервной системы. Насколько объективны эти сведения и обвинения в адрес священников, нам остаётся только предполагать. Согласно решению суда, Чулкова приговорили к 6-ти месяцам тюремного заключения; Георгиевского, Кедрова и Леонтьева - к 1 году заключения условно; Дубенского - к 6-ти месяцам заключения условно. Первый этап утверждения воинствующего атеизма пришелся на 1920-1924 гг. По всей стране было репрессировано более 20 тысяч священников.

В период нэпа насилие государства над священнослужителями несколько ослабло. Но в 1930¬е гг. вновь начались массовые репрессии среди духовенства, которые в значительной степени затронули и Волховский район. Поводом к этим репрессиям стало Постановление Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 г. «О религиозных объединениях», в котором регулировалась деятельность религиозных объединений и функционирование молитвенных зданий. Священники находились под строгим контролем властей.

Для регистрации религиозного объединения священник должен был представить анкету с перечислением мест службы с 1914 г., а также судимостей, если таковые были. Раскулачивание священников - распространённое явление этого периода. Они были «задавлены непосильными обложениями, принудительными работами, облагались мясом, льном, живностью, маслом, яйцами, дичью, денежными взысканиями: сельхозналогом, налогом на индустриализацию, на приобретение инвентаря, тракторизацию, самообложение и т.д. За невыполнение в срок, часто исчисляемый часами, - опись имущества, выселение из домов, ссылка, отдача под суд и прочее». Началось массовое закрытие храмов, сопровождавшееся арестом приходских священников. С 1924 по 1941 гг. в Волховском районе и территориях, ранее входивших в Новоладожский уезд, было закрыто 54 храма.

По годам: 1924 г. - 1; 1926г. - 1; 1930 г. - 1; 1933 г. - 1; 1935 г. - 2; 1936 г. - 6; 1937 г. - 2; 1938 г. - 11; 1939 г. - 12; 1940 г. - 5; 1941 г. - 12.

При закрытии храмов уничтожались церковные ценности, имевшие большое культурное значение. «Сталинская правда» в 1936 г. писала: «В 1935 г. колхозники артели «Светлый путь» Ребровского сельского совета разбирали часовню, откуда изъяли крест с надписью на каком-то непонятном языке».

За этими цифрами - не только уничтожение православной культуры, но и трагическая судьба многих священнослужителей. 8 декабря 1 933 г. был арестован священник села Мемино Павел Алексеевич Брянцев, уроженец села Помялово, с женой Евдокией и 4-летним сыном Николаем. Порознь они были отправлены в Дальлаг, где через 5 лет 48-летний батюшка скончался. Его судьба - отражение судьбы многих сотен православных священников этого страшного времени.

Павел Алексеевич родился 23 октября 1889 г. в селе Помялово Новоладожского уезда в семье псаломщика Троицкой церкви Алексея Павловича Брянцева и его супруги Марии Николаевны. Алексей Павлович скончался в 1902 г., с этого времени Мария Николаевна стала получать пособие от Петербургской епархии, а дети были приняты обучаться на казённый счёт. Павел окончил Александро-Невское духовное училище и поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. По окончании её в 1911 г. он стал учителем Ларионовского земского училища в Новоладожском уезде. 8 июля 1914 г. Павел Брянцев был призван в действующую армию, но в ноябре того же года был тяжело ранен в бою под Ловичем. За мужество он был награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте и по ранению демобилизован из армии. Ещё в госпитале он встретил свою будущую жену - сестру милосердия Евдокию Алексеевну Свиридову. Евдокия Алексеевна была знакома с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и обратилась к ней с просьбой помочь Павлу Алексеевичу с поступлением в университет. Елизавета Фёдоровна приняла участие в судьбе Брянцева и обратилась к ректору Петроградского университета с ходатайством от 10 ноября 1916 г., где просила «...оказать содействие к зачислению в число студентов Петроградского университета сельского учителя Павла Алексеевича Брянцева. Находясь в 217-м Ковровском полку рядовым, Брянцев был ранен в ногу, и у него одна нога короче другой. Вследствие этого увечья он не может учительствовать в начальном училище, т.к. ему трудно много ходить, а школьному учителю приходится во время занятий быть всё время в движении, чтобы следить за работой всех учеников. Для продолжения педагогической деятельности Брянцеву необходимо получить высшее образование. Это даст ему возможность быть преподавателем в среднем учебном заведении». В 1916 г. Павел Брянцев стал студентом историко-филологического факультета Петроградского университета. В 1918 г. его направили учителем в Вындиноосторвскую единую трудовую школу. Но 3 мая 1 91 9 г. митрополит Петроградский Вениамин рукоположил его во дьякона к храму Пресвятой Богородицы в селе Помялово, а в 1921 г. он был рукоположен в сан священника и стал служить в селе Мемино. 9 декабря 1 933 г. отец Павел был арестован вместе с другими священниками Волховского и Киришского районов. В обвинительном заключении ОГПУ говорилось:

«В конце декабря 1 930 г. Волховским оперсектором было отмечено оживление среди наиболее реакционной части духовенства. Внешне это выражалось в организации торжественных соборных богослужений, тщательно подготавливаемых и обставляемых с максимальной помпезностью с расчётом на привлечение внимания культурно отсталых масс крестьянства, на поднятие и укрепление у них веры и увеличение числа молящихся. Естественно, что это же влекло за собой объединение и сплочение духовенства и давало возможность использования нелегальных сборищ в контрреволюционных целях. Внутренний процесс шёл по линии прощупывания, выявления и консолидации активных и действенных элементов для борьбы с диктатурой пролетариата, как среди духовенства, так и среди активных церковников-мирян. В тот же период было отмечено распространение среди духовенства контрреволюционной литературы, которая под флагом борьбы с безбожием призывала духовенство и верующих к сплочению для борьбы с Советской властью.

Г.А. ВАНДЫШЕВА, кандидат исторических наук

Желтые страницы Волховского района
Уголок архивариуса

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt