От Москвы до Кенигсберга
- Автор: "Провинция. Северо-Запад"
Великая Отечественная война прошла по Советскому Союзу, оставив после себя следы крови, разрухи, боли, горя, невообразимых для нас сегодня лишений. Очевидцы страшных событий и их потомки увековечили эти следы в виде братских захоронений, мемориальных комплексов, памятников, обелисков, стел и музеев.
Но может ли прочность камня сравниться с человеческой душой? Может. Когда человек встаёт на защиту своей семьи, своего Отечества.
Пётр Андреевич Головин родился в 1920 году в Кировской области. В 1939 году он окончил Халтуринский гидрометеорологический техникум. Молодого специалиста-землемера направили в один из районных центров Якутской области.
Когда началась война Пётр Головин с другом Василием Метелевым пошли в местный военкомат. Молодые и здоровые ребята понимали, что на фронте их силы нужны больше, чем в тылу. С их мнением в военкомате не посчитались, ведь они находились на броне.
Но товарищи были настроены решительно и поехали в военкомат другого района, где и записались добровольцами на фронт. В этот же день они приехали на юго-запад Якутии, в город Олёкминск. Там полным ходом шла подготовка очередного призыва на фронт. Пароход, готовый к отправке, уже стоял на реке Лене, он и доставил молодых добровольцев в Иркутск.
Следующий пункт назначения - город Молотов (так называлась Пермь с 1940 по 1957 год). Здесь Пётр и Василий попали в Бершетские военные лагеря, и дороги друзей разошлись...
Летом 1942 года после окончания школы радистов- телеграфистов Пётр Андреевич Головин проходил медицинскую комиссию, на которой лор-врач признал его негодным. Так молодой солдат узнал, что у него хроническое воспаление среднего уха. По настоянию медработника, Петра, окончившего с отличием школу радистов, отстранили от работы по новой военной специальности.
В этот период пришлась кстати профессия землемера-геодезиста: командиры, ответственные за судьбу добровольца, направили его в 108 отдельный дорожный батальон выполнять обязанности чертёжника- картографа. Так, Пётр Андреевич оказался в дорожных войсках.
В обязанности военного картографа входило определение точного местонахождения воинских подразделений на местности, чтение военной карты, согласование движения боевых частей и координирование маршрутов по доставке техники и боеприпасов. По его данным командиры решали, в каком направлении будут двигаться те или иные подразделения. Права на ошибку ни у кого не было, и линия фронта часто менялась. Приходилось рисковать, следуя за передовыми частями.
Непредвиденные, опасные, ситуации всё же случались. Восточная Пруссия. Пасмурный день. Затишье. Картограф Пётр Головин и капитан ездят на одной машине по прифронтовым дорогам, на пути - хутор. Когда стали проезжать дома, увидели, как из подвала выбегает сержант и несётся навстречу с бранью и криками. Он вовремя предупредил, что всего в 30 метрах отсюда расположились немцы.
Однажды, двигаясь по дороге на маленькой скорости, увидели на обочине советский подбитый танк. Остановились, чтобы выяснить, остался ли кто в живых. Вдруг послышались выстрелы, засвистели пули. Стало понятно - попали на передовую. Быстро поехали назад и, достаточно отдалившись от танка, заметили наших, залёгших возле канавы.
Был случай и посерьёзней, когда картограф с капитаном оказались на грани гибели. Они проехали попутный мост, за которым стояла будка без окон. Только фронтовики подошли посмотреть поближе, как из- за будки вылетела граната. Капитан успел её схватить и бросить обратно. Петру Андреевичу пришлось опустошить весь боезапас ППШ, чтобы обезвредить врага.
От Москвы до Кёнигсберга П.А. Головин прошёл долгий, тяжёлый и страшный путь в рядах 108 отдельного дорожного батальона, входившего в состав Пятой армии 3 Белорусского фронта. На второй же день после взятия фашистской цитадели в Кёнигсберге вместе с войсками военный картограф Пётр Головин отправляется на Дальний Восток, где развернулись боевые действия с Японией. Ездить пришлось в основном по Манчжурии вдоль знаменитой Китайской военной железной дороги. Наступление шло быстро и широким фронтом. Еле успевали переезжать с одной станции на другую. На станции в Китае повстречался фронтовикам военный разведчик, который бегло разговаривал с местными жителями на их языке, японским он владел не хуже. Этому и многому другому его научили в школе разведчиков. Оказалось, что в Китае он живёт уже несколько лет, в случаях необходимости - прячется в домах у китайцев.
Когда прощались, разведчик сказал, что война скоро кончится, так как дислокация и вооружение всех японских гарнизонов известны.
Всё так и получилось. Квантунская миллионная армия была разгромлена советскими частями за 10 дней, и 3 сентября 1945 года был подписан акт о полной капитуляции Японии.
По окончанию Второй мировой войны началось трудное, но мирное время и для советского народа, и для жителей стран, опалённых адским огнём.
В 1948 году Пётр Андреевич переехал в Новую Ладогу и активно работал над обустройством городского хозяйства. Вместе с теми, кто вернулся после войны, и теми, кто оставался в тылу, он участвовал в создании первых ладожских строительных организаций и известных предприятий города: комбината «Волхов- хлеб», завода «Лаконд», Новоладожского рыбокомбината.
Диплом инженера-строителя гражданского и промышленного строительства П.А. Головин получил, окончив в 1961 году Ленинградский инженерно-строительный институт. Выбранной профессии он следовал всю последующую жизнь.
Его трудовая книжка включает в себя множество записей от различных организаций, его биография знакомит с мирным и военным временем, его жизнь наполнена добрыми и честными делами.
Сам же Пётр Андреевич сегодня живёт в Креницах, и как память о Великой Победе своего отечества и о своей личной победе хранит ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги»
Екатерина БАЛЫШЕВА