ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

С точки зрения журналистики

Волховчане и жители Волховского района привыкли к тому, что каждое утро в 9.50 в будние дни и в 17.10 в воскресенье в их домах звучат позывные радио «Волхов-контакт». Мягкий приветливый голос настраивает земляков на хороший день и доброе расположение духа, знакомит с местными новостями, берёт интервью, приглашает принять участие в прямых эфирах...

Голос принадлежит Галине Альбиновне Михайловой. Её и коллектив радио «Волхов FM», в деятельность которого она также вкладывает огромную долю своего труда, мы поздравляем с профессиональным праздником. Как и всех журналистов и технических работников, связавших свою жизнь с радиожурналистикой. С праздником, коллеги!

На страницах «Провинции» мы уже рассказывали о радиожурналистах. Сегодня же представим вам, дорогие читатели, очень хорошего и очень доброго человека, к тому же убеждённого фанатика своего любимого дела.

Галина Альбиновна появилась в радиостудии в семидесятых годах. В 1972-м в волховских СМИ произошла рокировка: Лидия Ивановна Архипова перешла из редакции местного радио в газету «Волховские огни», а молодая журналистка Галя Цукровская, студентка-заочница факультета журналистики, стала радиокорреспондентом.

- В газете, - вспоминает Галина Альбиновна. Я начинала корректором потом готовила свои материалы. Что-то из моих публикаций пригодилось на местном радио. Однажды меня попросили самой прочитать заметку. Прочла, всем понравилось. Сказали, голос хорошо ложится, даже как-то по зарубежному. Раз, другой начитала газетные публикации - и решилась сделать репортаж специально для радио.

Семья с необычной судьбой

У советских детей, чьи родители были военными, создавалось впечатление, что те, кто проживает постоянно в одном городе, живёт неправильно. То же и у детей железнодорожников, связанных со строительством и ремонтом железных дорог.

Папа и мама Гали Цукровской служили в передвижной машинной станции. ПМС - это город на колёсах, состоящий из пассажирских и товарных вагонов, переоборудованных под жильё и сформированных в огромный состав, который в любой момент можно перегнать на любой участок.

Рассказ о родителях начнём с мамы, Ривы Семёновны. Девушка приехала в Ленинград из Белоруссии. Поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. От белорусского говора, как то «тудой», «сюдой», «прамо», «веровка», избавилась за три дня. Просто молча слушала, как говорят другие, и сама как-то сразу заговорила чисто. Потом были война, эвакуация... Окончив Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, девушка получила диплом инженера-путейца.

История семьи Цукровских похожа на сюжет большого романа. Отец Галины Альбиновны, Альбин Адамович, родился в американском штате Мичиган, в Детройте, знаменитом городе американского машиностроения. Неудивительно, что любовь к технике была у мальчика в крови.

Дедушка Адам был американским коммунистом, и ему пришла идея помочь своими знаниями стране победившей социалистической революции. Сказано - сделано! В 1921 или 1922 году он, погрузив на большой океанский пароход жену Вирджинию и двух сынишек Альбина и Люциана, отбыл в Россию.

На новой родине Вирджиния, которую в своё время родственники из Польши по традиции отправили в Америку учиться домоводству, быстро превратилась в Регину Васильевну.

Поначалу семья поселилась в Белоруссии, но затем перебралась в Ленинград. Жили в коммунальной квартире на Полтавской улице, недалеко от греческой церкви. В детстве Альбин весь Питер обегал босиком. Дед работал на заводе, бабушка занялась беспризорниками. Многим обездоленным детям Регина Васильевна помогла обрести своё место в жизни. Сколько раз бывало, что, став взрослыми, они приходили к ней с благодарностью, а бабушка принимала своих подопечных как родных сыновей.

В горестно памятном 1937 году деда Адама арестовали. Фамилия оказалась неподходящей, как и фамилия соседей, их тоже репрессировали. Больше семья, которую в 24 часа выслали в Оренбургскую область в городок Сулелецк, отца не видела. В документе о реабилитации его смерть датирована 1942 годом, а указанный там же диагноз, по свидетельству прошедших сталинские концлагеря, означает расстрел.

Надо было как-то выживать. Для бабушки работы не нашлось. Она продала всё что можно, меняла вещи на продукты. Сыновья работали в шахте, катали вагонетки с углём.

Когда грянула Великая Отечественная война, сыновей репрессированного в армию не взяли. Братья не смирились, писали и Молотову, и Сталину о своём желании с оружием в руках защищать Родину.

Альбина в армию призвали, но с Курской дуги комиссовали, признав не годным к строевой службе из-за повреждённой в шахте правой руки. Юноша плакал от обиды, но его прикомандировали к внутренним железнодорожным войскам.

Люциан попал в формировавшуюся тогда польскую Армию Людову. Служил в кавалерии и пропал без вести.

Дорога без конца

Пути матери и отца Галины Альбиновны пересеклись в 1947 году. Дело было на Урале. Рива работала в техотделе, Альбин служил главным механиком. Молодые люди поженились, в Свердловске у них родилась дочка Галочка.

Альбин Цукровский никогда не учился в институте, но был настолько одарённым, что мог выполнить любой чертёж, вносил рационализаторские предложения, в технике понимал, как никто другой. Жена с двумя высшими образованиями в производственных вопросах часто обращалась за помощью к своему мужу-самоучке, который учился всю жизнь.

На железной дороге их называли «золотой парой».

- Папу назначили главным механиком, и мама, главный инженер, стала его начальником. Отца это задевало. И тогда железнодорожное начальство специально написало в Министерство путей сообщения, чтобы для «золотой пары» сделали исключение - подчинили главного механика непосредственно начальнику ПМС.

В своей жажде знаний Альбин Адамович не замыкался только на технике. Всю жизнь собирал и дарил библиотеки. Где бы ни был, везде покупал книги. При очередном переезде библиотеку дарили детям, отдавали в интернаты и детские дома.

- У нас было несколько старинных книг в кожаных переплётах, с металлическими замочками. Я спросила, зачем папа отдал чужим людям семейную реликвию. И получила ответ: «Понимаешь, дочь, если дарить, то уж дарить самое дорогое».

Отношения моих отца и матери - это особая тема. Папа говорил: «Ты знаешь, доченька, с передвижных машинных станций начнётся коммунизм». Чуваши, татары, евреи, молдаване, украинцы, русские в мире, согласии и взаимовыручке передвигались по огромной стране своим городом на колёсах. В этом городе был магазинчик, и если с базы привозили кур, то из всех вагончиков разливался аромат куриного бульона. Если кто-то взялся разводить кроликов, то и у других эти кролики были. Правда, мы ни одного кролика не съели, потому что отец категорически не мог забить пушистого и ушастого.

Дети в этом прообразе коммунизма тоже были общей заботой, кто был свободен, тот и присматривал. Вечером надо забирать дочку, а её уже передали другой семье. В общем, ребёнок кочевал по вагончикам. Для таких случаев весьма пригодилась радиостанция, которую Альбин Адамович установил у себя дома. Он садился к микрофону, и над составами громко раздавалось: «Люди! У кого дочка Цукровских, вынесите её, пожалуйста, на межу!» Выходишь, и сразу видно, где стоит ребёнок, живой и невредимый.

Увлечённость работой была такая, что сейчас это трудно себе представить. Как и живой интерес к вечным вопросам.

- Все читали нашумевший роман «Битва в пути», где главная героиня позволила себя влюбиться в кого- то помимо мужа. Мнения о её поступке разделились, и после жарких споров мои родители три дня не разговаривали. При тяжёлых бытовых условиях - воды принести, воду унести, постирать без стиральной машины-автомата - мои родители жили не тягостно. Помню, мама стирает, отец рядом читает вслух. Папа чем-то занят, в роли чтицы выступает мама.

На станции Волховстрой

Семья Цукровских приехала в Волхов в 1961 году. Начать оседлую жизнь решили из-за дочери. Пятнадцать лет - сложный возраст, бабушка в Ленинграде постарела, и ей тяжело было воспитывать внучку-подростка. Да и Рива Семёновна начала прибаливать.

Родители решили, пришло время заняться дочкой по-настоящему, а не быть приезжающими папой и мамой. Отцу предложили вернуться в Ленинград в свои комнаты в коммунальной квартире. Не смог, не захотел... Попросил квартиру где-нибудь в Ленинградской области. В Волхове сдавался дом для работников ПМС, базировавшейся на станции Волховстрой. И работа нашлась. Мать служила в техотделе отделения дороги, отец стал начальником мастерских в ПЧ-31. За новое дело Альбин Адамович взялся с присущим ему размахом. Особо заботился о бытовых условиях для рабочих: двор в цветах и зелени, стены производственных помещений облицованы кафелем, всё в полном порядке и чистоте.

О собственном мнении

У восьмого класса железнодорожной школы № 61 классным руководителем была Эльза Петровна Музакко, преподававшая русский язык и литературу. Всю свою душу эта замечательная женщина отдавала своим ученикам. Отношения с детьми были уважительными и доверительными.

- Эльза Петровна умела нас заинтересовать, учила думать. Ездила с нами в Ленинград в музеи и театры, сама вела школьную театральную студию, тесно общалась с нашими родителями, всё замечала и мудро руководила детским коллективом. Любовь к русскому языку и литературе прививала ненавязчиво, не из-под палки. На её уроках не просто штудировались грамматические правила, ребята учились думать и отстаивать собственное мнение. Маленькое собственное мнение могло отличаться от предписанного учебником. Но это никогда не сказывалось на оценке, даже если мнение ученика базировалось на недопонимании. Эльза Петровна обязательно предлагала автору школьного опуса поспорить в личной беседе. Она старалась разбудить детскую фантазию, научить ребят думать, анализировать, делать выводы.

Беседовала Екатерина КОРОБОВА