ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Спасибо, ветераны!

Спасибо, ветераны!- Как будто на работу сходил, - сказал Клавдий Александрович Хайдуков, провожая меня, - спасибо, что не забываете нас, ветеранов.

Когда мы только договаривались об интервью у Клавдия Александровича, его мнение об этом было таково: "Кому это теперь интересно?" Но мы сумели убедить ветерана в том, что историю любого человека переписать невозможно, и она интересна читателям именно за индивидуальность. И кому не хочется узнать, как сложилась биография одного из предыдущих директоров комбината?

Вам, уважаемый читатель, интересно? Тогда читайте. Я расскажу вам все, что узнала из уст Почетного гражданина Волховского муниципального района Клавдия Александровича Хайдукова.

Клавдий Александрович родился и вырос в деревне Орловка Чопсовского района Вологодской области. Это местечко территориально расположено между Вологдой и Череповцом. В поселке работал большой кирпичный завод, население составляло около  3,5 тыс. человек. Когда началась война, Клавдий Александрович окончил всего пять классов. Детство, можно сказать, закончилось. Школа в поселке в военное время продолжала работать, но летние каникулы мальчишек были строго распланированы и поделены на равные части для отдыха, работе в колхозе и подготовке военному делу. Колхозные работы заключались в заготовке сена для нужд действующей красной армии. Подростков увозили от дома в другое село, селили у какой-нибудь старушки, которая в свою очередь, была обязана накормить работников. Работа начиналась в 4 часа, заканчивалась в 20 часов. В обязанности детей входило не только траву самостоятельно выкосить, высушить ее, а потом сено погрузить и отправить на фронт. Какой тут отдых? О нем даже не вспоминали. А как только с сеном дела завершались, начиналась учебы военному делу в течение еще одного месяца. На военных сборах их многому научили. Мальчишки умели стрелять, переплавляться с оружием через реку Шексну, преодолевать препятствия. Подготовка была такой серьезной, что к концу войны мальчишки были подготовленными настолько, что хоть прямо в бой. Но, слава Богу, этого не случилось, война окончилась Победой Советского Союза. За непрерывный труд во время войны Клавдию Александровичу присвоено звание "Труженик тыла".

Десятый класс Клавдий Александрович оканчивал уже в мирное время. Учился так хорошо, что сразу же поступил в высшее учебное заведение. Чистая случайность привела К. Хайдукова в Ленинградский технологический институт. Документы привез в университет, где не было общежития, ему порекомендовали поступить в институт ЦБП, где в 1946 году на механический факультет был конкурс три человека на одно место. Успешно сдав вступительные экзамены, Клавдий Александрович поехал домой ждать вызов на учебу. И, конечно, дождался. С тех пор судьба уже не вернула Клавдия Александровича на родную Вологодчину.

К. Хайдуков - первый из студентов, которые учились в знакомом всем вузе на "Нарвской". Дело в том, что после войны институт находился на Васильевском острове, а когда на "Нарвской" расформировали станко-инструментальный институт, здание занял институт ЦБП. В то время он был уже второкурсником. А студентов расформированного института распределили - 50% в институт ЦБП, 50% - в политехнический.

Обучение было бесплатным, но каждый выпускник должен был отработать три года там, куда его распределит комиссия. Во время обучения Клавдия Александровича на практику отправляли в подмосковье в г. Серпухов, где на бумажной фабрике устанавливали новую немецкую бумагоделательную машину. У немцев была дюймовая система измерения. Расчеты на каждую приводную точку, каждый подшипник  выполнялись именно в дюймах. Это вызывало немало трудностей у советских специалистов, которые знакомились с чертежами в миллиметровом измерении. Конечно же, работал конструктор на заводе, которому бы не составило труда разобраться в схемах, но он заболел. Это был самый первый опыт Клавдия Александровича, когда он дал свое согласие переделать чертежи. Ровно месяц скрупулезно выполнял ответственное задание и отлично с ним справился. Его пригласили работать в Серпухов и сразу главным механиком.

Но комиссия так не считала. Опытные преподаватели знали, куда нужно в первую очередь направлять молодых специалистов. И Клавдий Александрович получает направление на Светогорский целлюлозный завод. Именно там началась трудовая биография Клавдия Александровича Хайдукова. И первая запись в трудовой книжке - механик древесно-массного цеха. На этом месте он отработал около года, затем перевели старшим механиком всей фабрики, а через три года уже занимался технологией, заведовал производством. Через три года назначили начальником картонной фабрики. Все шло своим чередом, отлаженный механизм давал хорошие результаты. Но не заладились дела на сульфитном заводе, и партком принял решение о переводе К. Хайдукова начальником сульфитно-целлюлозного завода. Через три года дела пошли на лад, и Клавдия Александровича перевели на должность главного инженера всего комбината.

На завод зачастили гости из обкома партии, Клавдий Александрович поначалу не придавал этому значения. На самом же деле к нему "присматривались" и он не предполагал, по какому вопросу его однажды вызвали к первому секретарю обкома партии. (В СССР обком партии "стоял" чуть ли ни на одном уровне с министерствами, поэтому его решения не обсуждались, а выполнялись). Клавдий Александрович приехал в Смольный, зашел в кабинет, в котором когда-то работал В.И. Ленин. Его встретил первый секретарь В. Толстиков и сказал:

- Поедете в Сясьстрой, директором комбината.

А когда в кабинет вошел первый заместитель министра ЦБП СССР, товарищ первый секретарь обкома добавил:

- Мы с товарищем Хайдуковым переговорили, наше решение остается в силе, он и сам не очень возражает.

На самом деле Клавдию Александровичу, конечно же, было жалко расставаться с заводом, с которым его много связывало, отданы лучшие годы труда, но разве же можно было возразить. Шел 1970 год.

Семья Хайдуковых приехала в Сясьстрой.

- Что Вам запомнилось больше всего, когда Вы впервые увидели Сясьстрой?

- Песок, деревянные тротуары, - с улыбкой отвечает Клавдий Александрович, - которые были уже настолько гнилыми, что любая доска могла выстрелить, как рогатка. Это был другой, непривычный  современному жителю Сясьстрой. Не было освещения, не хватало жилья, а когда увидел поликлинику, ужаснулся - как же здесь можно лечить людей?

- А как Вас встретил комбинат?

- Я понимал, зачем меня сюда направили. Нужно было за максимально короткие сроки построить и пустить КБФ. Работали варочный, сушильный, отбельный, лесной и древесно-подготовительный цехи. Дополнительное производство тоже было - спиртозавод, дрожжевой цех и цех ванилина. Цехи СБИ и СББ уже построены. Чтобы запустить производство картона,  нужно было в первую очередь перестроить ДПЦ, который в последствие стал работать на три потока; построить новую биржу. Все задуманное выполнили, и КБФ запустили в 1977 году.

В должности директора Клавдий Александрович на Сясьском ЦБК отработал 19 лет. Нет, пожалуй, смысла перечислять все, что было сделано в Сясьстрое и на комбинате за эти годы. Об этом подробно рассказывал Руф Иванович Филимонов в очерке "Судьба свела с Сясьстроем", опубликованном в книге "Дорогие мои земляки", посвященной 80-летию СЦБК.

Я и не ставила перед собой цель расспрашивать Клавдия Александровича обо всех трудовых подвигах. Хотя, конечно же, он многое рассказал. Говорил о том, как трудно было выполнять план не только по выпуску готовой продукции, но и по поставкам ее. Вспомнил, как вовремя построили городские очистные сооружения. Клавдий Александрович, понимал, что Ладожское озеро - это "колодец" Ленинграда, и сбросы в него должны быть максимально очищены. Говорил о том, как ежедневно посещал цехи комбината и ни один человек не мог знать, куда он сегодня отправится с единственной целью: своими глазами увидеть то, что происходит на производстве. Каждый вторник вел прием граждан, которые обращались с различными вопросами, которые по мере необходимости старались решать. Все шло хорошо.

Но еще в русских народных сказках мы читали, что темные силы обязательно будут мешать процветанию мира и добра. Так и случилось. Наступали-наступали и наступили пресловутые девяностые годы.  Сила партии медленно угасала, менялся строй, не стало СССР. Предприятия закрывались, в магазинах нет ничего. Одним словом - шок. Многое пережил и испытал наш комбинат. Были и смены руководства и эксперименты, кое-как, потихонечку комбинат начал восстанавливаться, как после разрухи. Клавдий Александрович не оставлял без внимания комбинат, был советником. Теперь можно только представить какую душевную травму пережил человек, видевший взлет и падение своего, можно сказать, детища. Для этого, без сомнения, нужен сильный и волевой характер, умение справляться с любыми жизненными ситуациями и огромное желание достойно нести звание - настоящий русский мужчина, человек с большой буквы.

Эта часть нашего разговора, безусловно, взволновала Клавдия Александровича и сомневаюсь, стоит ли расспросить его о том, как сложилась личная жизнь, ведь мне хорошо известно, что с Галиной Филимоновной они в мире и согласии прожили 62 года, что теперь ее нет рядом с ним. Все-таки спрашиваю.

Клавдий Александрович оживился и с энтузиазмом, будто переживая вновь, рассказал мне, что с будущей супругой познакомился в институте. Вместе с Галиной Филимоновной поехали в Святогорск. Галина Филимоновна работала начальником лаборатории, потом научно-исследовательской лаборатории. А когда приехали в Сясьстрой, супруга возглавила исследовательскую лабораторию. Ее детство было не сладким. Она в военное время и в оккупации была, и у партизан, и в эвакуации, и совсем ребенком у станка стояла, «точила» заклепки для минных ящиков. Здоровье Галины Филимоновны, конечно же, было подорвано в детстве. Клавдий Александрович, зная о сердечных проблемах жены, каждый год старался отвести супругу в кардиологический санаторий.

- Наверное, мало ей внимания уделял, - сожалеет Клавдий Александрович, - я часто с цветами к ней могилу хожу, рассказываю, как обстоят дела и, мне кажется - она меня слышит, мы с ней не расстаемся.

Супруги Хайдуковы вырастили дочь Валентину, сейчас она живет в Санкт-Петербурге, работает главным экономистом одного из отделений физико-технического института им. Иоффе. Есть внуки, а правнук Даниил недавно позвонил прадедушке и сообщил, что получил первую пятерку, он уже первоклассник.

В доме Хайдуковых много книг, картин, фотографий. Все они свидетели счастливой жизни советской семьи. Они напоминание, история, которую создала сама жизнь, удивительный случай, направивший Клавдия Александровича именно по этому пути.

В копилке наград К. Хайдукова два ордена: "Трудового Красного Знамени" и "Знак Почета", о знаках отличия, значках, грамотах говорить не приходится - их очень много…  Да и зачем? Уважение людей, признательность и благодарность за труд от всех жителей Сясьстроя - вот, пожалуй, главная награда для человека, посвятившего свою жизнь Сясьскому комбинату, всем жителям города.

P.S.: Клавдий Александрович, спасибо Вам большое за интервью, Вашу искренность. Мы желаем Вам крепкого здоровья.