ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Вспомним всех поимённо!

19.02.2018 | 12:28

Самушкино… Деревня эта сегодня хорошо известна не только в Волховском районе, но и за его пределами. Николай Александрович Ванюшов — руководитель ИКЦ «Воронега» - многое сделал для возрождения родной своей деревни, для сохранения историко-культурного наследия Волховского района.

В этом году правлением ИКЦ «Воронега» проведена большая работа: собран краеведческий материал по истории деревень Потанинского сельского поселения. В течение лета и осени велись и работы по реконструкции исторической части кладбища Вороновского Рождественского погоста, некрополя 18-19 веков. Но, главное, разработан и согласован проект мемориала по увековечению памяти участников Великой Отечественной войны Потанинского сельского поселения, павших на фронтах войны далеко от родных мест.

О некоторых жителях бывшего Потанинского сельского совета, участниках Великой Отечественной войны, мы уже писали в предыдущих публикациях. Но список погибших, составленный после войны бывшим председателем Потанинского сельсовета Александром Михайловичем Ванюшовым, большой: в нём более 200 человек и, очевидно, что это не все. Самое печальное, что в этом списке некоторые фамилии упоминаются не один раз. Это значит, что в семье не один, а несколько погибших на войне.

Так в семье Антоновых не вернулись с войны четверо, в семье Богдановых — четверо, в семье Ванюшовых пятеро, в семье Власовых — четверо, в семье Ильиных - четверо, в семье Макаровых -пятеро, В семье Мишиных - пятеро, в семье Романовых- семеро, в семье Фоминых - восемь человек, в семье Алёшихиных - четверо. Скорбный этот список многое проясняет в истории нашей русской деревни.

Сегодня мы хотим рассказать о семье, в которой ушли на фронт четверо братьев и не вернулся ни один.

О своей семье нам рассказывает Антонина Георгиевна Алёшихина — жительница посёлка Селиваново, жена Александра Николаевича Алёшихина, самого младшего, пятого сына, который не попал на фронт, так как был ещё подростком.

Родилась Антонина Георгиевна в Сясьстрое в 1934 году. Отец — Георгий Александрович Путятин — 1905 года рождения. Мать — Ирина Никитична — 1906 года. До войны отец работал на судоверфи в Сясьстрое. В начале войны его взяли в армию. Всех мобилизованных мужчин погрузили на баржу, которая направлялась в Кобону. Баржу немцы разбомбили, отец пропал без вести. Сегодня его имя высечено на мраморной плите мемориала в Сясьстрое.

Ирина Никитична осталась с тремя детьми. Во время войны семью эвакуировали в Алтайский край. Из-за пережитых потрясений Тоня заболела, совсем не могла ходить. Местные жители посоветовали полечиться в источнике с минеральной (солёной) водой. Лечение помогло.

В конце войны Ирина Никитична с детьми вернулась из эвакуации. Тоня, как старшая в семье, сразу пошла работать. Директор торфопредприятия Михаил Тимофеевич Марков взял её по просьбе матери на работу нянечкой в ясли, потом работала Тоня в садике. Пришлось и «торфушкой» поработать, носила торф на плечах в корзине, грузила его в вагоны. Жили с матерью и братьями в бараке. Потом братьев взяли в армию. Большую часть своей трудовой биографии «посвятила» Антонина Георгиевна строительным работам: белила, красила квартиры вместе с двумя подругами, работала на ремонте, строила школу, магазин. Строительный отдел торфопредприятия находился за баней. Ходили на работу мимо памятников Ленину и Сталину. Как-то подремонтировали эти памятники, покрасили их «серебрянкой» Однажды утром, идя на работу, с удивлением увидели: памятник Сталину исчез. Некоторое время спустя исчез и памятник Ленину.

В 1971 году построили в Селиваново последний дом, в котором получила Антонина Георгиевна свою квартиру. В ней она и живёт. В 1944 году Ирине Никитичне, её матери, дали землю «на кирпичном», до сих пор земля эта за Антониной Георгиевной, но в этом году она уже ничего не сажала.

Сокрушается Антонина Георгиевна о выпиленных в посёлке яблонях, которых было здесь много.

Образование у неё четыре класса, как и у многих наших ветеранов, чьё детство пришлось на время войны. Всю жизнь она проработала в Селиваново.

Замуж вышла за Александра Николаевича Алёшихина, родом был он из деревни Самушкино. Здесь-то и узнала Антонина Георгиевна о трагической судьбе семьи мужа. Бережно хранит она фотографии братьев мужа и похоронки на них.

Одно за другим шли эти печальные письма в дом Алёшихиных — отцу Николаю Алексеевичу.

13 апреля 1942 года начальник штаба 143 стрелковой бригады извещал: «Ваш сын Алёшихин Михаил Николаевич, уроженец деревни Самушкино Пашского района Подбережского сельсовета, в бою за социалистическую Родину, проявив геройство и мужество, был убит и похоронен севернее 0.5 Сар, Крымская АССР.» Служил он в Отдельной 76 ОЛД.

21 апреля 1943 года Пашский райвоенком Смородин извещал отца: «Ваш сын красноармеец Алёшихин Николай Николаевич, уроженец Пашского района Подбережского сельсовета, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 6 апреля 1943 года. Похоронен на Красненьком кладбище города Ленинграда.» Было Николаю 19 лет.

5 мая 1943 года Пашский райвоенком Смородин вновь извещал Николая Алексеевича: «Ваш сын красноармеец Алёшихин Василий Николаевич, уроженец Пашского района Подбережского сельсовета, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, умер 27 марта 1942 года. Похоронен на Пискарёвском кладбище в Ленинграде.» Был Василий путейцем. На сайте «Память народа» мы читаем: умер от ран. Был ему 31 год.

Последнюю похоронку Николай Алексеевич получил в декабре 1944 года от председателя Низинского сельсовета. В ней содержалось извещение: «Ваш сын, старшина 1 статьи Алёшихин Иван Николаевич, уроженец Пашского района деревни Самушкино, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и геройство, погиб 5 декабря 1944 года. Похоронен: тело предано морю. Командир воинской части ( полевая почта №90510) инженер-капитан 1-го ранга Мишко».

Алёшихин Иван Николаевич родился в 1909 году, призван в армию Ленинградским РВК. Проходил подготовку на корабле "Комсомолец». Последнее место службы — Краснознамённый Балтийский Флот, 3 бригада траления, тральщик ТЩ-82. Был он командиром отделения котельных машинистов. В ноябре 1941 года «за трудолюбие и храбрость при эвакуации из окружения 168, 142 и 198 стрелковых дивизий представлялся к награде».

В 1943 году награждён Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги». Из наградного листа: "Товарищ Алёшихин показал себя стойким, решительным бойцом, хорошо знающим дело специалистом. В компанию 1941 года не было ни одного случая срыва работы котельной установки ТЩ. 26 июля 1942 года ТЩ вышел на боевую операцию в соединении. При выходе на линию была обнаружена неисправность части колосников из-за их изношенности. Тов. Алёшихин не дал кораблю выйти из строя: был выгребен жар, он залез в горячую топку, уложил колосники, заменил перегоревшую часть балки железным вкладышем и через 20 минут в топку забросили жар.

30 октября 1942 года, когда на корабль набросились три Ю-88 и семь МЕ-109, тов. Алёшихин, будучи ранен в голову, не вышел из строя, а восстанавливал деятельность котла, получившего повреждения, тем самым дал возможность выйти из-под обстрела самолётов и довести до места назначения паром с ценным грузом. В тяжёлые штормовые погоды тов. Алёшихин не отходил от котла, удерживая пар на марке до тех пор, пока корабль не доходил к месту назначения, тем самым давал возможность командованию корабля выходить в рейс в плохих метеорологических условиях — при шторме, с полной нагрузкой на таке и доставлять ценные грузы в порты в полной исправности и сохранности. Командир ТЩ-82 6-го ДТЩ ОВРа ЛВФ Капитан-лейтенант Тюньков».

О подвиге команды ТЩ-82 в октябре 1942 года есть рассказ в книге М.В. Зефирова «Ладожская гидра»:

"30 октября 1942 года двадцать шесть Не-111Н из KG53 в сопровождении Bf-109F из JG54 совершили очередной налет на порт Кобона. На пути к цели немецкие экипажи заметили внизу корабль, тянувший за собой большую баржу. Это был тральщик ТЩ-82, ведший из Осиновца на буксире баржу-паром с десятью вагонами, в которых находились раненые и эвакуируемое заводское оборудование. Цель показалась достаточно важной, и вскоре моряки с ужасом увидели, как от основной группы отделились семь «Хейнкелей» и пять «Мессершмиттов», которые тотчас устремились на их корабль.

Тральщик был вооружен лишь одной «сорокапяткой» и двумя пулеметами. Их расчеты немедленно открыли огонь, в то время как старший лейтенант И. П. Тюньков, командовавший кораблем, приказал резко переложить руль влево. Однако это не могло заставить немцев отказаться от атаки, и вскоре воздух пронзил ужасающий свист бомб. Ни одна из них не попала в корабль, зато несколько легли прямо у борта. Крупными осколками и взрывной волной срезало мачты, разбило тральную лебедку, ходовой мостик и рацию, а штуртрос был перебит в двух местах. Но что хуже всего – ударными волнами сразу в 25 местах была разорвана обшивка корпуса ниже ватерлинии, и в машинное отделение и кубрики стала быстро поступать вода. Ко всему прочему был сильно поврежден руль.

Вслед за этим ТЩ-82 атаковали «Мессершмитты». Ревя моторами, они несколько раз пронеслись прямо над палубой, всаживая в тральщик очередь за очередью. Когда налет закончился, корабль уже был в критическом положении. Трюм быстро наполнялся водой, была выведена из строя большая часть команды: погибли шесть человек, в том числе оба пулеметчика, еще 16 человек получили тяжелые ранения. Среди последних оказались командир тральщика Тюньков, боцман главный старшина Н. Ф. Архипов и вся машинно-котельная вахта.

Тогда командование над уцелевшими матросами взял на себя помощник командира старший лейтенант П. А. Аверин. Началась отчаянная борьба за живучесть. Самое плохое, что некоторые пробоины оказались в районе угольных бункеров и заделать их изнутри не представлялось возможным. Тогда механик корабля старший техник-лейтенант А. Н. Вальков обвязался тросом и спустился за борт в ледяную воду. Замерзая, он все же сумел забить кувалдой в пробоины временные пробки-чёпы.

Одновременно с этим на баллер руля была надета стальная труба. Используя ее, удалось посредством талей кое-как вручную управлять кораблем. С большим трудом был выбран буксирный трос и закреплен поверх поврежденного места. После этого израненный тральщик все же взял курс на Кобону, до которой, к счастью, оставалось недалеко. В итоге экипажу ТЩ-82 каким-то чудом удалось довести баржу-паром до рейда порта, где сам тральщик вскоре затонул на мелководье».

Погиб Иван Николаевич Алёшихин при подрыве тральщика на мине 5 декабря 1944 года.

В Латвии, в Риге, на кладбище Болдераяс после войны была установлена стела с именами погибших моряков, на ней высечена 21 фамилия, в том числе и фамилия Алёшихина Ивана Николаевича.

Жена его - Зелинская Мария Александровна - проживала в это время на станции Юги.

Александр Николаевич Алёшихин родился в 1929 году, поэтому воевать ему не пришлось. В 1943 году, по его словам, он «призван в ФЗО». А уже в марте 1943 года Александр самостоятельно начал работать в Сясьстрое на судоверфи, где строили баржи, плотником 3 разряда в бригаде Нефёдова. С 13 лет работал он плотником! Немного позже на судоверфи была создана молодёжная бригада под руководством Василия Экономова. По окончании войны все подростки, работавшие на верфи, получили медаль «За оборону Ленинграда», так что и Александр тоже участвовал в борьбе с врагом. Приходилось работать и под бомбёжкой немецких самолётов. Удостоен Знака «Участник Дороги Жизни». После войны работал в Сясьстрое на строительстве барж, потом — в Селиваново.

О работе Сясьстройской судоверфи писал в своей книге «Для тебя, Ленинград!» командующий Ладожской Флотилией Чероков, в частности, и о баржах , построенных для Ленинграда.

Была у братьев сестра Мария, которая тоже трудилась для фронта. Остались они у родителей двое: Мария и Александр. Сейчас в доме Николая Алексеевича хозяйничают не то внуки, не то правнуки.

Алёшихин Николай Алексеевич, отец погибших за Родину бойцов, родился в 1883 году, с 6 сентября 1947 года до ноября 1956 года работал на Сясьском ЦБК. Умер в 1971 году. Жители деревни Самушкино хорошо помнят его и его семью. Как пережил он смерть своих четверых сыновей, сказать трудно, а жена его рано ушла из жизни.

Мы рассказали о трагедии только одной семьи, о подвигах её сыновей во имя свободы и независимости нашей Родины. А как много ещё не сказано! Пусть память о наших земляках, павших за Родину, живёт вечно!

Э.Е.Большакова

Фотография военных лет из архива семьи Алёшихиных.

Желтые страницы Волховского района
Уголок архивариуса

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt