ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Ладожская трагедия

17 сентября 1941 года произошла крупная катастрофа на Ладожском озере. История знает немало трагических случаев гибели людей на Ладожском озере. Но на этот раз погибло сразу более тысячи молодых, сильных и полных жизни людей. Это был золотой фонд отечественного флота - курсанты военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда Управлений ВМФ.


Первопричинами этой трагедии стали ошибки начальников, руководивших перевозками людей по Ладожскому озеру, игнорирование ими самых элементарных правил безопасности на море.

Непосредственными причинами явились сильный шторм и налеты вражеской авиации. В этом чрезвычайном событии, как практически всегда в нашей истории, на фоне вот-вот предстоящей неизбежной гибели, участники трагедии проявляли подлинный героизм, самопожертвование и стремление к взаимовыручке.

С первых дней войны курсанты военно-морских училищ стали ее непосредственными участниками. Первый курс училища имени Ф.Э. Дзержинского уехал на практику на Чудское озеро. Очень скоро им пришлось принять участие в боях, сначала на кораблях Чудской флотилии, а затем в составе сухопутного отряда. Неожиданно, в августе 1941 года, курсантов отозвали в Ленинград. Училище было уже эвакуировано. Настало время отправляться в тыл и тем, кто прибыл с фронта.

Военные события в Ладожском озерном районе развивались быстро. 8 сентября пал Шлиссельбург - немцы вышли на побережье Ладожского озера. Ленинград оказался в блокаде, оставался единственный путь - через Ладожское озеро. Эшелон с курсантами прибыл в город Осиновец на побережье Ладоги днем 16 сентября. Вскоре началась посадка на деревянную баржу № 752. С наступлением темноты ее вывели на рейд. Баржа была чрезвычайно перегружена. На ней были курсанты Дзержинки и некоторых других военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда управлений ВМФ с женами и детьми и много других людей. Всего от 1200 до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин.

Шла война, город и порт постоянно подвергались налетам вражеской авиации, на станцию один за другим прибывали эшелоны с людьми и грузами, которые надо было переправлять на восточный берег, а пригодных для этого транспортных средств было крайне мало. Исходя из этого, и было принято решение на отправку баржи с большим перегрузом. Примерно в двадцать три часа буксир "Орел" повел баржу к восточному берегу. В пути баржу должна была охранять канонерская лодка "Шексна", но на нее было принято так много эвакуирующихся людей, что она сама превратилась в пассажирский транспорт. Ночью она пару раз показалась около баржи, а затем ушла вперед и оказать помощь барже не могла.

Капитаном буксира "Орел" был опытный моряк Иван Дмитриевич Ерофеев. Его считали одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он предупреждал о приближении шторма, но ему приказали идти. Буксир был построен в 1904 году в Финляндии. Это было крепкое, надежное судно с хорошо обученным экипажем. В отличие от него, баржа не имела ни продольных, ни поперечных переборок, время и штормовые волны значительно ослабили это и без того не очень прочное сооружение. По сути, это была обычная речная баржа, которая никак не могла обеспечить безопасное плавание по штормовой Ладоге. Как только отошли от берега, порывы ветра усилились, начинался шторм. Баржу сильно качало. Под ударами волн ее корпус сначала начал скрипеть, а затем дал течь. В переполненный людьми трюм стала поступать вода. Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но это не помогало. Не было необходимых материалов и инструментов. Трещины расширялись, появлялись новые, и вода быстро прибывала. Люди стали скапливаться у выходных люков.

Самый большой центральный люк был заперт снаружи. Выходить можно было только через кормовой люк, но над ним на высоте 80 сантиметров то и дело проносился толстый брус рулевого управления, который сорвалось с креплений и он свободно болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие выходившие из люка погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец, все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. Но паники не было. Люди чувствовали приближение беды, но вели себя относительно спокойно. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе и смывать людей. Для предотвращения паники решили организовать борьбу за живучесть. Нашлась небольшая помпа и четыре ведра. При помощи этих и других подручных средств, вплоть до бескозырок, начали откачивать воду из трюма.

Вскоре бесполезность этой работы стала очевидной для всех. Тогда решили сбросить за борт автомашины. Показалось, что баржа немного подвсплыла. Затем полетели за борт другие грузы и личные вещи. Но эта передышка оказалась чрезвычайно кратковременной. Теперь главной заботой стало - держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга. Между тем волны все чаще стали обрушиваться на палубу, каждый раз унося с собой большие группы людей. Офицеры собрали женщин и детей в рубку, считая ее более безопасным местом. Наступил рассвет. Шторм продолжал усиливаться, а баржа настолько осела, что ее палуба оказалась на уровне воды. Продолжать буксировку стало невозможно. До ближайшего берега было еще несколько десятков километров. "Орел" отдал буксир и приступил к спасению людей.

В это время трагические события на барже подходили к своей кульминации. Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и смыла ее за борт. Рубка сразу погрузилась, унося с собой всех, кто был в ней. Затем волны стали взламывать палубу, отрывая от нее сначала отдельные доски, а затем и целые куски. В средней части палубы скопилось особенно много людей. Именно здесь произошел самый страшный эпизод трагедии. Эта большая часть палубы с сотнями расположенных на ней людей под ударами волн оторвалась от корпуса и была унесена в море. Тут же волны разбили ее на небольшие обломки, за которые цеплялись отчаявшиеся люди, но их быстро поглощало море. Вскоре на барже остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части.

Как только стало совсем светло, прилетели вражеские самолеты. Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете из пулеметов расстреливали плавающих в воде людей.

Все пассажиры баржи, за редким исключением, проявили мужество и выдержку. Курсанты помогали женщинам и детям, поднимали их на надстройки подальше от воды и волн. Главным врагом и для тех, кто еще держался на барже, и для оказавшихся в воде был холод. Длительное пребывание в воде не могли выдержать даже очень сильные люди. От переохлаждения тело коченело, теряло чувствительность и способность двигаться, клонило ко сну. После этого человек становился легкой добычей моря. Вся надежда была на помощь извне. Такую помощь мог оказать только "Орел". Буксир был слишком мал, а вокруг находилось около тысячи погибающих людей. Он не мог спасти всех. "Орел" недопустимо глубоко осел от перегрузки. С каждым новым спасенным увеличивалась опасность его гибели. Кроме того, буксир подвергался налетам вражеских самолетов. Команда старалась заделывать пулеметные пробоины в бортах, но вода все равно поступала в корпус. Около пяти часов продолжалась эта сложная и опасная работа, в результате которой "Орел" подобрал из воды 216 человек. Он выдержал и шторм, и налеты авиации, и большую перегрузку. Опыт и мастерство капитана Ерофеева, а также четкая работа экипажа "Орла" в этих экстремальных условиях обеспечили спасение максимально возможного числа людей и доставку их в порт Новая Ладога.

Около 16 часов к барже подошла канонерская лодка "Селемджа" и сняла с нее 24 человека. Это были последние, спасенные. В катастрофе погибло более тысячи человек.

После этой трагедии было запрещено перевозить людей на баржах. Для этого использовались только транспорты и корабли, в результате чего потери на переходах резко снизились.