ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Только ты, моя мама, живи!

Только ты, моя мама, живи!Я всегда думала, что трудно написать только первое слово в статье, остальные слова найдутся сами. Но оказалось, что если пишешь о самом родном на земле человеке - о маме, это совсем  не так. Не только первое, но и второе, и все последующие слова даются с трудом, всё кажется, что это не те слова, что они недостаточно верно и точно отражают то , что хочется сказать.  А рассказать я хочу о своей маме – Боковой Валентине Ивановне.

В последние годы появилось такое понятие – дети войны. Моя мамочка как раз таки ребёнок войны. В далёком 1937 году в деревне Вымово Масельгской волости  в семье Ивана Михайловича и Александры Петровны Алексеевых родилась девочка,  и назвали её Валечка. Через два года в семье,  где кроме Вали есть сын Витя, рождается ещё один мальчик – Юрочка. Казалось бы, жить  да поживать, да добра наживать. Но …

Война! Ивана Михайловича призывают в действующую армию в первые дни войны. А уже осенью 1941 года   он погибает под Ленинградом.  Нам сегодняшним даже представить трудно, что пережила женщина оставшаяся вдовой с тремя детьми на руках, старшему из которых  шесть лет, а младшему  два годика. Как оставляла их одних, уходя на работу в колхоз. А ещё посылали женщин на заготовку леса. Заготавливали они этот лес, стоя в воде. Ох, и аукнутся после эти лесозаготовки. Простуженные ноги будут долго болеть, а после Александра Петровна вовсе не сможет ходить, и Вале придётся передвигать маму по дому на табуретке. Было голодно, приходилось даже милостыню просить.  И всё равно это было счастье, потому что мамочка была жива. Горе пришло в 1951 году – умерла Александра Петровна. И остались Валя и Витя вдвоём. Маленький Юра умер в войну от голода.

Витя устроился на  работу на Сясьский ЦБК.  А Вале пришлось помыкаться по людям. Жила в няньках, переходила от одних хозяев к другим. Нянчила чужих детей за еду и крышу над головой. Однажды судьба свела её с Прасковьей Петровной Пашуриной. У неё было двое детей, которым была нужна няня. И с тех пор связывает их многолетняя дружба.

В 1954 году  шестнадцатилетней девочкой пришла Валя на кирпичный завод, а в октябре перешла на Сясьский комбинат, в погрузку. Каким нужно обладать характером и силой воли, чтобы наравне с мужчинами грузить кипы целлюлозы, разгружать вагоны с химикатами.  В погрузке встретила Валя своего будущего мужа, моего папу – Бокова Тимофея.

И вот в 1960 году переводят Валюшу в сушильно-бумажный цех, начальником которого был Зусман Александр Аронович, в бригаду Бабаевой Татьяны Фёдоровны. В этой смене работала и Прасковья Петровна Пашурина, которая после ухода Татьяны Фёдоровны на пенсию стала руководить бригадой.   Все рабочие специальности, связанные с пресспатами освоила Валентина, в 1980 году сменила П. Пашурину на посту машиниста пресспата, где и отработала до выхода в 1988 году на пенсию.

Труд Валентины Ивановны многократно был отмечен различными наградами, среди них: грамота  Министерства лесной промышленности СССР, знак "Ударник 9-й пятилетки",  медаль "Ветеран труда", а сколько раз она была лучшей по профессии  она и сама уже не помнит,  её фото неоднократно заносилось на доску почёта сушильного цеха. Когда приходила в Дом культуры,   я всегда любовалась портретом моей мамы, который был  помещён на доску почёта СЦБК. Я очень гордилась, что у меня такая замечательная мама.

Когда в 1998 году в сушильном цехе возникла необходимость в обучении новых кадров, Лариса Евгеньевна Белоус,  в то время начальник цеха, пригласила маму помочь. И она с удовольствием откликнулась.

Вся трудовая деятельность и не только, а и большая часть жизни вложена мамой в ставший родным сушильно-бумажный цех.  Нелёгкий, далеко неженский труд. Я помню, какой усталой приходила мама с работы, но всё равно и сегодня снятся ей пресспаты, обрывы целлюлозы и люди с которыми отработан не один десяток лет вместе.

Я знаю, что мамуля не любит, когда про неё что то пишут, или тем паче хвалят, и она меня немного поругает. Не сердись, мамочка. Мы все и я, и мои дети очень любим тебя. Хотя и не часто говорим об этом. И хочу сказать словами  песни – "…Пусть проносятся годы упрямо, только ты , моя мама, живи."