ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Я жил как жил»

«Я жил как жил»29 марта в библиотеке-филиале №6 КИЦ им. А.С. Пушкина состоялся литературно-музыкальный вечер «Я жил как жил…», посвящённый удивительному человеку, кинодраматургу, режиссёру, поэту, ставшему символом эпохи оттепели, − Геннадию Шпаликову. Вечер начался с «визитной карточки» и символа шестидесятых − песни из кинофильма «Я шагаю по Москве». Ведущие вечера, сотрудники библиотеки Валентина Николаевна Гуйда и Людмила Секфировна Сальникова, вдохновенно читали стихи поэта, которые очень современно звучат и в наши дни.
Несмотря на то, что почти все видели фильм «Я шагаю по Москве» и любят песню в исполнении юного Никиты Михалкова, имя Геннадия Шпаликова  сегодня знакомо в основном знатокам кино и поэзии. Шпаликов − один из самых малоисследованных авторов периода “оттепели”.
Родился Геннадий Федорович  Шпаликов в Карелии в г.Сегежа. Его отец, военный инженер, строил Сегежский бумажно-целлюлозный комбинат. В 1939 году семья вернулась в Москву. В 1944 году отец погиб в Польше. После войны Шпаликов стал курсантом Киевского суворовского военного училища, где провёл восемь лет и был комиссован из-за травмы колена. Именно в Суворовском училище он начал писать стихи и рассказы. После возвращения в Москву он без труда поступил во ВГИК и благодаря своей искренней доброжелательности мгновенно стал лидером и любимцем студенческой «тусовки». Шпаликов был одним из самых талантливых студентов, легендой ВГИКа. В отличие от большинства студентов, после дружеского застолья он садился за письменный стол писать сценарии. Многих восхищала, а в ком-то вызывала зависть и другая особенность Шпаликова: писал он легко и очень быстро.
Начало творчества Геннадия Шпаликова совпало с концом сталинской эпохи, с политикой большой открытости и раскованности, с новым стилем шестидесятых годов. Он говорил на языке нового поколения.
… А верю я безотчетно в нелепую эту страну.
Она чем нелепей, тем ближе,
Она – то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.
На вечере была представлена фильмография Шпаликова. Ведущие рассказали о печальной  судьбе знаменитого фильма «Застава Ильича», о фильме «Я родом из детства», который был признан лучшим за всю историю белорусского кино и, конечно, о знаменитой лирической комедии «Я шагаю по Москве». Сценарии ко всем этим фильмам написал Геннадий Шпаликов. Также прозвучал рассказ о его режиссёрской работе  – фильме «Долгая счастливая жизнь». Картина получила главный приз на фестивале авторского кино в Бергамо. Сам великий Антониони восхищался этой лентой, а в Советском Союзе фильм вызвал негативную реакцию. И только в наше время по достоинству была оценена особая шпаликовская манера, его  режиссёрский дар. Андрей Кончаловский  так сказал об этом фильме: «Долгая счастливая жизнь» − это предчувствие застоя и прощание с романтическими идеалами юности.
Геннадий Шпаликов был фантастически популярен в 60-е годы – невероятно обаятельный, остроумный, весёлый с гитарой через плечо и шампанским в авоське, везде желанный гость, душа компании, настоящая звезда. Белла Ахмадулина считала,что он «особенно сияющ и рождён для радости». Его песни «Я шагаю по Москве» и «Палуба» распевала вся страна. На вечере песня «Палуба» прозвучала в исполнении  Людмилы Николаевны  Каращук, хормейстера  фольклорного ансамбля «Веснянка».
Как у многих писателей, поэтов, режиссёров, чьё детство опалила война, чувство военного детства всегда присутствовало в его творчестве.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну
Сын погибшего на войне офицера, любимый племянник генерала Переверткина, который со своей дивизией штурмовал Берлин, сам выпускник Суворовского училища, Шпаликов уважал всё, что было связано с войной. Строчки песни Шпаликова ««Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год» очень точно передают предвоенную  атмосферу беззаботности, безответственности, непонимания того, что сейчас случится. Песня «Городок провинциальный» вошла в фильм «Военно-полевой роман» режиссера-фронтовика Петра Тодоровского, который считал, что фильм без этой небольшой песенки в чём-то сильно потерял бы. Гости вечера услышали её в исполнении Елены Николаевны Ершовой, художественного руководителя Дворца культуры.
Ведущие рассказали о личной жизни поэта, о трагической судьбе его семьи. Жизнь, которая встретила Геннадия Шпаликова с распростёртыми объятиями и дала ему многое, многое и сломала.
Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего.
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание − в одиночку.
Напоследок − не верещать.
Завещаю вам только дочку −
Больше нечего завещать.
И сегодня Геннадий Шпаликов, проживший на свете, прошагавший  по Москве ровно 37 «пушкинских» лет, нуждается в подробном представлении и напоминании.
Вечер прекрасно дополнили отрывки из кинофильмов и видеофильмы о Шпаликове. Мы благодарим за помощь в проведении мероприятия звукооператора С. В. Калинина. Отдельная благодарность − хормейстеру  фольклорного ансамбля «Веснянка» Л. Н. Каращук и художественному руководителю Дворца культуры Е. Н. Ершовой, великолепно исполнившим песни Шпаликова. Приятной неожиданностью для  сотрудников библиотеки стал подарок читательницы Надежды Алексеевны Бровцыной, которая по окончании вечера преподнесла в дар библиотеке томик стихов и прозы Геннадия Шпаликова.


Людмила Сальникова