ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Современная классика

Современная классикаВ рамках проекта Ленинградской областной универсальной научной библиотеки «Российские писатели – жителям Ленинградской области» в КИЦ им. А.С. Пушкина состоялась встреча с петербургским писателем, лауреатом Государственной премии России, лауреатом литературной премии «Ясная поляна»  Михаилом Николаевичем Кураевым.   Его книги переведены на 12 языков и известны во многих странах. Михаил Николаевич Кураев – прекрасный сценарист, по его сценариям поставлено 14 кинофильмов. Фильм известного режиссёра Николая Досталя по его повести «Петя по дороге в царствие небесное» получил Первую премию на Московском международном кинофестивале в 2009 году. Одна из недавних  его работ – сценарий «Красное колесо» по произведениям А.И. Солженицына, написанный по заказу  ГТРК России.
Заведующая отделом межбиблиотечного абонемента  ЛОУНБ Вера Николаевна Чиченкова, представляя писателя,  подчеркнула, что  М.Н. Кураев –  не только известный сценарист и писатель, но и необыкновенный читатель, каких сегодня днём с огнём не сыщешь. Редкие люди сегодня умеют читать так, как читает Михаил Николаевич. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть его «Записки внимательного читателя», где автор  рассказывает, какие уникальные открытия можно совершить, читая любое, даже самое изученное литературоведами, классическое произведение. Проект «Российские писатели – жителям Ленинградской области» как раз и призван помочь современной молодёжи стать такими же внимательными и разборчивыми читателями. Встречи с лучшими писателями воспитывают литературный вкус, помогают сориентироваться в громадном литературном потоке, выбрать самое достойное и лучшее.
Наш знаменитый гость рассказал, как пришёл к писательству. Так получилось, что прошлый год был объявлен годом литературы, а нынешний стал годом кино. Биография Михаила Николаевича сложилась в обратном порядке: сначала было кино (после окончания учёбы на театроведческом факультете Ленинградского театрального института он 28 лет работал в сценарном отделе киностудии «Ленфильм»), а последние 25 лет он занимается главным образом сочинительством. Писательство его возникло как раз из сопротивления кинематографу. В кино слово – подсобный материал, сценарий как бы умирает в фильме. Несмотря на то, что есть специальные журналы, где публикуются сценарии, их мало кто читает. Сценарий – «смертник». Если кто-то написал пьесу, и её плохо поставили, у автора остаётся надежда, что когда-нибудь она ещё раз прозвучит во всём её достоинстве в новой постановке. У сценария такого шанса нет. Михаил Николаевич признался, что  редко удовлетворён тем, что происходит с его сценарием на экране, чаще случаются огорчения, причём фильм может получать премии и нравиться зрителям и режиссёру, а ему – нет. Одно из его интервью так и называлось «Я самый скверный зритель».
Писать Михаил Николаевич начал не для читателей, а для себя, в тайне надеясь, что если это интересно ему самому, значит, будет интересно и кому-нибудь еще. Главной движущей силой был страх. Страх за то, что растворятся, исчезнут  из памяти люди, которых он знал. Так появились повесть «Петя по дороге в царствие небесное», роман «Зеркало Монтачки» и многие другие произведения, где персонажами являются вполне реальные люди, с которыми писатель встречался, был знаком, рядом с которыми жил. Михаил Николаевич очень подробно и с юмором рассказал об истории их создания. Ему всегда важно понять, чем же его задевает тот или иной герой, чем он интересен. Только когда он дописывает чью-то историю, приходит понимание, зачем он её написал. И только тогда он может поставить точку. «Иногда критики пишут: автор замыслил, автор задумал. Есть наверно и такие умные авторы, которые изначально ставят своей целью что-то объяснить читателю. Я – нет. Мне самому нужно понять, что происходит с нами со всеми», – сказал Михаил Николаевич.
Особенно интересно было волховчанам узнать, что между писателем и Волховом существует особая связь. Судьбе было угодно, чтобы его отцом был известный инженер-гидростроитель Николай Николаевич Кураев. Одна из должностей отца писателя, очень близкая к Волхову, – управляющий трестом Свирьстрой, где он работал вместе с Графтио. И когда Михаил Николаевич бывает в наших краях, самое главное для него – это, конечно, память о Генрихе Осиповиче. Михаил Николаевич был огорчён, не обнаружив имени этого замечательного человека на стендах с именами почётных граждан Волхова. В семье Кураевых имя Графтио, знакомое с самого детства каждому волховчанину, всегда произносилось с большим почтением. «Кто такой Графтио, вы все знаете, но, может быть, вы не знаете о нём того, что знаю я, – отметил писатель. – Такие люди  окружены аурой легенд об их поступках, делах, которые передаются их преемниками по профессии.
Михаил Николаевич поведал присутствующим интересную деталь. Оказывается, Генрих Осипович всегда старался приурочить пуск своих объектов ко дню рождения своей жены.  Дело в том, что в характере этого человека было рыцарство. Это был настоящий рыцарь, посвятивший себя не дуэльным делам и походам за гробом господним, а великому делу – отечественной энергетике.
Поразил присутствующих рассказ Михаила Николаевича о том, как Графтио отчитывался о командировках. Для пуска волховской ГЭС оборудование необходимо было купить в Швеции, но дипломатических отношений с этой страной у Советской России не было, и Генрих Осипович поехал как частное лицо. Ему были выделены миллионы золотых рублей на приобретение турбин для ГЭС. Необходимое оборудование было приобретено, Генрих Осипович  вернулся домой, и пришёл с отчётом о поездке к С. Орджоникидзе. Графтио  доложил  о том, как прошли переговоры, что было приобретено для ГЭС, как он всё это оплатил. Орджоникидзе спросил: «У вас такой благополучный рассказ, неужели не было никаких сложностей?». « Есть, – ответил Графтио. – Я не могу отчитаться в командировочных расходах. Я купил зонтик и смокинг для приёма, но не привёз их сюда, оставил в Швеции и теперь я не могу предъявить их бухгалтерам, чтобы они поставили их на баланс стройки». Тогда Орджоникидзе взял  бумаги и написал на них: «отчёт принять! Нарком тяжпрома Орджоникидзе». Особенно впечатляет эта щепетильность и честность, когда читаешь каждый день в газетах  о масштабах коррупции и воровства в современной России.
О характере Графтио, о его отношении к людям и к делу свидетельствует и то, как он принимал на работу. Только сам, только после личной встречи. Если кандидатура его удовлетворяла, претендент приглашался на обед, чтобы познакомиться с инженерным коллективом стройки не на собрании, не на летучках, а на обеде. Новичок сразу же чувствовал атмосферу товарищества, солидарности, близости не формальной, не служебной, а человеческой. И это было естественно и непреложно для такого человека, как Генрих Осипович.
Отец Михаила Николаевича, когда возглавил институт энергетического строительства в Ленинграде, тоже неукоснительно следовал этому правилу. Как и Графтио, он был рыцарем и романтиком. Сооружая подземную электростанцию на Кольском полуострове, машинный зал которой находился  в 75 метрах под землей, строители сохранили небольшой грот в нетронутом состоянии, чтобы можно было придти туда и посмотреть, какая гигантская работа была проделана строителями подземной электростанции, и прикоснуться к древнейшей породе. Ведь построена эта станция в скандинавском щите, одной из самых древних суш земли, где до сих пор, если вам повезёт, можно встретить лапландского таракана, жившего во времена динозавров, и зубастую бабочку, которая летала во времена птеродактилей.
«Люди, подобные людям того поколения, наверно, никогда уже больше не появятся, – с горечью констатировал Михаил Николаевич. – Сегодня на смену слову «работа» пришло словечко «бизнес», мы как-то убили человеческое содержание в общении. Будет ли когда-нибудь преодолено это горькое обстоятельство, не знаю, но мне посчастливилось знать людей того поколения. Сегодня люди, куда меньших достоинств, употребляют по отношению к ним уничижительное словечко «совки», но сами, даже встав на цыпочки, никогда не дотянуться до их уровня».
Много самых разных  тем обсудили писатель и волховчане: секреты писательского мастерства, честь и благородство, самоубийственность бесконтрольной, безответственной власти, давнее и недавнее прошлое нашей страны, её настоящее и многое другое. Живой интерес публики вызвал рассказ писателя о его читательских открытиях. Михаил Николаевич призвал присутствующих учиться читать внимательно. Это доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие, потому что у нас  такая литература, какой нет нигде в мире – умная, изящная, тонкая. Писатели загадывают нам загадки, и отгадывать их ужасно интересно. В качестве примера Михаил Николаевич поведал об открытиях, которые совершил, перечитывая Гоголя, Чехова и Пушкина. Казалось бы, незначительная на первый взгляд  деталь, на которую раньше не обращали внимания многочисленные исследователи творчества Чехова, обнаруженная им в пьесе «Вишнёвый сад», привела к тому, что известнейший режиссёр Лев Абрамович Додин внёс изменения в свой спектакль, в чём честно и с благодарностью признавался.
Закончил встречу Михаил Николаевич словами: «Я никого не учу в своих штудиях. Я сам учусь, и учеба эта доставляет мне некоторое удовлетворение, так что учиться – это не только мучиться». На память о встрече писатель подарил в КИЦ им. А.С. Пушкина свои книги, а директор центра Галина Николаевна Адамская преподнесла в дар гостям краеведческие издания. Все желающие  получили автограф Михаила Николаевича, таких оказалось немало, ведь в зале в этот день собралось более 80 человек самого разного возраста, любящих литературу. И все они искренне благодарили Михаила Николаевича за интересную беседу.


Юлия Аитова