ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Васильевскии скит (Васильевский погост с церковью св. Василия Кесарийского)
4.5/5 оценка (2 голосов)

Территориально: Староладожское СП

Исторический очерк о церкви святителя Василия Кесарийского к 330-летию со дня освящения.
Церковь свт. Василия Кесарийского находится в деревне Чернавино, рядом с церковью Преображения Господня.

В историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии за 1884 год высказывалось предположение, что первая деревянная церковь на этом месте могла быть возведена в XII-XIII веках. Первая же каменная церковь на месте деревянной в Васильевском погосте, скорее всего, построена в первой половине XIV века, при новгородском архиепископе Василии, в память его святого.

К 1500 году при великом князе Иване III Васильевиче произошло присоединение земель Великого Новгорода к Московскому государству. Московскими властями в первой четверти XVI века был образован Ладожский уезд. Васильевский погост вошел в состав Онежской пятины Ладожского уезда.

Из найденных документальных источников первое упоминание о храме на территории погоста встречается в богослужебной рукописной книге «Пролог. Март-август», хранящейся в настоящее время в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. На обороте последнего листа книги имеется владельческая запись: «Лета 7051 (1543-го - авт.) апреля дал сию книгу Пролог в дом св. Василью старец Варламей Васильевского монастыря Васильев сын Лаптева «пр» и игумени Тарасии».

В конце XVI века экономическое положение Ладоги и всего южного Приладожья сильно пошатнулось. Торговля с западноевропейскими городами стала вестись не через Ладогу, а через морской архангельский порт на Белом море. Население не могло обеспечить доходами многочисленных служителей Божиих, монастыри и приходские церкви стали приходить в упадок. В особенно большое запустение пришли они в начале XVII века, в период шведской оккупации края. Переписная книга Обонежской пятины, Заонежской половины, составленная Андреем Васильевичем Плещеевым и подьячим Семейкой Кузминым в 7091 (1582 - авт.) году даёт нам об этом исчерпывающие данные: «Погост Васильевской на Волхове. На погосте церковь Василей Кисарейски без пения, стоит на Царя и Великаго Князя земле. Да на погосте же мест дворовых: место поповское, место дьячка церковного, место пономарево, место проскурицино. Пашни к церкве не дано». Церковь есть, а служить некому.

В 1611 году город Ладога и ладожские монастыри подверглись нападению шведов, которые еще в первой четверти XVI века приняли лютеранство и не щадили православные обители.
1617 год ознаменовался миром со Швецией, заключённым в деревне Столбово. «Немцы с государем помирилися и отдали город Новгород, Порхов и Ладогу». Ладога вернулась русскому государству сожженной и разорённой, «русских людей в Ладоге нет никого», все окрестные селения были разграблены. Монастыри и храмы, как указано в переписи 1617 года, «разорены от немецких людей, и образов и церковного строения нет». На противоположном берегу Волхова стоял разоренный почти до основания Васильевский монастырь: «…стоит он пуст, игумена и братии в нем нет, лишь де живут в нем три служки».

В начале 1618 года валаамский строитель Сильвестр подал челобитную государю Михаилу Феодоровичу Романову о дозволении поместиться в ладожской Васильевской обители, которая практически пустовала: «.тот де Васильевский монастырь стоит пуст, …тем монастырем и вотчиною и рыбными ловлями ведено б им владеть, как владел того монастыря игумен и братья». Когда валаамские иноки начали восстанавливать Васильевский монастырь, единственная каменная церковь стояла «осыпавшейся», а сам монастырь доведён до такой крайности, что «ставится после немецких людей вновь».

О скудности средств и лишениях, в которых пришлось совершать духовные труды, говорит тот факт, что через семь лет после начала восстановительных работ, в 1627 году, у обители не хватало средств даже на воск - богослужения освещались дранью, братия жаловалась, что «у них-де в церкви Божии служача с лучиною, образа закоптели».
Переписная книга 1647 года Обонежской пятины письма Лариона Григорьевича Сумина и подьячего Якова Ефимова даёт нам информацию о том, что церковь была восстановлена: «Погост Васильевский на Волхове, а ныне в том месте стоит монастырь Васильевский, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да Василия Кесарийского, а на монастыре три кельи: келья черного священника да две кельи братские.». Очевидно то, что бедность обители не дала возможности качественно восстановить храм. По указу Святейшего Патриарха Никона от 1 февраля 1666 года старец Иверского монастыря Маркел приезжал в Васильевский монастырь с целью досмотра зданий, движимого имущества, земляных угодий и рыбных ловель. Он констатировал: «…в Васильевском монастыре церковь бывала каменная, а ныне развалилась до основания, во имя Василия Кесарийского».

Благодаря записи в синодике Васильевского монастыря второй половины XVII века, хранящемся в г. Куопио (Финляндия), мы знаем, что в 1684 году после 20 лет практически полной разрухи, на фундаменте старого разобранного храма на средства воеводы дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый каменный храм. Он был с трапезной палатой, крыльцом у западного фасада и Благовещенским приделом с юга. 28 января 1686 года храм был освящен по грамоте митрополита новгородского Корнилия.

Дату возведения новой каменной церкви на месте старой развалившейся, указанной в тексте синодика, подтверждает дендроанализ спила конькового бревна трапезной палаты, выполненный в лаборатории дендрохронологии Института археологии Российской Академии наук (ИА РАН) Н.Б. Черных. Бревно оказалось спиленным в первой половине 80-х годов XVII века.

Из приведённых выше свидетельств по истории Васильевского монастыря явствует, что древняя каменная церковь свт. Василия Кесарийского к 1666 году «развалилась до основания». В 1686 году храм был «выстроен заново». Однако вряд ли возможно предположить, что строители церкви искали новый художественный образ храма, вероятно, они пытались воссоздать облик ранее существовавшей церкви с сохранением её плана, а возможно и некоторых элементов стен - как это нередко бывало в России при возобновлении рухнувших церквей. В этом случае в современном облике храма можно усмотреть черты здания XVI и возможно XIV столетий.

Архитектурное решение церкви свт. Василия Кесарийского предельно просто. Это небольших размеров одноапсидная безстолпная церковь. В плане здание представляет собой квадрат с полуциркульной апсидой с восточной стороны. Главный вход в храм расположен с западной стороны, где к основному объёму примыкает трапезная с небольшим крыльцом. С южной стороны церковь и

меет небольших размеров придел Благовещения. Длина храма по оси восток-запад 16,95 м, север-юг 14,59 м.
Внутреннее расположение помещений четко просматривается на фасадах церкви. Основная часть церкви-храм несколько выше трапезной и южного придела и увенчана барабаном с главкой. Барабан с главкой меньших размеров возвышается и над приделом Благовещения.

Основным декором на всех фасадах здания являются перспективные окна со стрельчатыми завершениями, причем все завершения окон разные. Под карнизом всего здания протянут выполненный в камне поясок. Этот же декоративный прием применен на апсиде и на барабане собственно церкви. Нет его только на стенах придела Благовещения. Углы здания выделены мощными лопатками. Все помещения храма перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Свод придела к стене церкви приложен без перевязки швов. Большой и малый барабаны поставлены на своды.

С западной стороны храма находится небольшой перспективный портал и крыльцо, выложенное плитами известняка. Помимо главного (западного) портала существует другой вход с южной стороны, где с крыльца в храм ведут два дверных проёма - один из них в трапезную церкви, другой в придел Благовещения. Перед двумя дверными проёмами, в углу, расположена открытая паперть.

Стены здания сложены из плит местного, грубо обработанного известняка (волховская плита). Кирпич можно проследить только в арках сводов, в обрамлении окон и в барабане. Поверх известняка был нанесён тонкий слой известковой обмазки, не скрывающей неровности каменной кладки.

Если вновь напомнить о времени возрождения храма из руин (XVII век), установить стилевое единство в решении всех фасадов, вспомнить единый строительный материал, явную одновременность сооружения здания в целом - закономерным ставится вопрос - кто был создателем этой церкви. Строитель несомненно был знаком с новгородской архитектурой, но ярче всего были им восприняты образцы деревянного русского зодчества, которыми славится северный край России и Приладожье. Судя по архитектурным особенностям и неровной кладке, строитель и каменщики здесь же и жили. Место для храма было выбрано строителями удачно. Он расположен в начале пологого спуска к реке, среди, в то время свободно стоящих, крестьянских изб и амбаров, окруженный лугами и пашнями.

В плане церкви чётко усматривается аналогия с древнерусскими церквами клетского типа, а система покрытия храма, скорее всего, была заимствована из деревянного зодчества. Двускатная тесовая кровля покоится на слегах, а охлупень завершает скаты кровли. Главки кроются лемехом.

Для деревянных клетских церквей также характерно членение здания на три объёма: основной куб и примыкающие к нему пониженные придел и трапезная. Строительная техника постройки чисто новгородская. В декоре же здания мастер пытался передать некоторые черты московской архитектуры. Очевидно, декор здания относится к 1686 году, когда храм воссоздавался заново из руин. Видимо, бедность монастыря не позволила пригласить мастера извне, даже из соседнего Новгорода.

При незначительных размерах храма бросается в глаза толщина стен - от 1,5 до 2,91 м.
По мнению автора проекта реставрации, архитектора-реставратора высшей категории И.А. Хаустовой, мастер-строитель не имел большого опыта в каменном строительстве, о чём говорит большой запас прочности в стенах, неправильная разбивка плана на местности и кривизна стен. Получив заказ на строительство церкви Василия Кесарийского, он попытался в камне передать композицию и объёмное решение деревянной клетской церкви, воплотив его в новом для строителя материале.

Не оспаривая выводов специалиста, хочу поделиться своим мнением на этот счёт. На мой взгляд, большая толщина стен была необходима для обеспечения возможности выдержать кратковременную осаду со стороны нападавших. Ведь известно, что «высокая деревянная колокольня на восьми столбах», находившаяся рядом с храмом, была доминантой на всём пространстве вокруг, включая город Ладогу. Именно с неё первыми замечали нападение неприятеля и били в набат. В случае нападения на Ладогу со стороны правого берега, Васильевский монастырь первым принимал удар, и все кто жил рядом запирались в храме, пережидая нападение.
Во время реформ императрицы Екатерины II, в 1764 году, храм из монастырского был обращён в приходской. В Васильевской обители к этому времени осталось всего два монаха.

Документов о состоянии церкви Василия Кесарийского в XVIII и XIX веках не обнаружено.
Вот краткое описание внутреннего убранства церкви по состоянию на 30 октября 1854 года (согласно описи, представленной причтом в Духовную консисторию): «...в главном алтаре престол каменный, высотою в 1 аршин 6 вершков, длиною и шириною в 1 аршин. В приделе - деревянный, на 4-х столбах, вкопанных в землю; высота и длина его 1 аршин 5 вершков, ширина 1 аршин 4 вершка. Антиминсы на престолах новые, освященные митрополитом Никанором 20 декабря 1853 года. Жертвенники устроены не на столиках, как обыкновенно, а в стенных впадинах».

В храме свт. Василия Кесарийского до революции 1917 года сохранялись следующие святыни и богослужебные книги:
- серебряный вызолоченный крест с частицами мощей, дар помещицы Долгосабуровой от 1843 года;
- серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами от трости прп. Антония Римлянина и от гроба св. Александра Свирского. На лицевой стороне надпись: «Лета 7172 (1664 - авт.), июня 21-го, сделан бысть сей крест в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своихродителех» (имеются фотографии 1911 года);
- иконы в иконостасе - древнего греческого письма. Все они были поновлены, кроме иконы Василия Великого (имеются фотографии 1911 года);
- чеканный, внутри вызолочен¬ный серебряный ковш, оловянный ковчег и два оловянных блюдца, с именем архимандрита Киприана (имеется фотография 1911 года);
- Евангелие «в лист», изданное в Москве при царе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме в 1677 году (имеется фотография 1912 года);
- Апостол «в лист», изданный в Москве в 1684 году;
- Два служебника «в пол-листа», изданные в Москве, один в 1676 году, другой - в междупатриаршество;
- требник большой, «в лист», изданный в Москве в 1680 году.
Кроме этого в церковном хранилище в то время находились планы и межевые книги генерального межевания 1778 года.

Материалы императорской археологической комиссии содержат документы, свидетельствующие о том, что храм находился в числе охраняющихся памятников древнерусской архитектуры.
В связи с плохим состоянием древнерусского памятника, в Императорскую археологическую комиссию Н.Ф. Романченко было направлено прошение от 30 апреля 1906 года, где отмечалось, что необходим ремонт здания. Особенно замена сгнившей крыши.

18 мая 1906 года Археологическая комиссия сообщила в петербургскую Консисторию, что работы по ремонту церкви Василия Кесарийского поручены инженеру Н.Ф. Романченко, который взялся их выполнять безвозмездно. Стоит отметить, что Николай Филиппович Романченко в то время был не только инженером, но и председателем Староладожского церковно-приходского попечительства. В сообщении Археологической комиссии отмечено, что ремонт будет состоять в замене деревянной крыши железною, перештукатурке фасада и переделке сгнивших полов. В этот же год ремонт был произведён.

Новое обследование храма было осуществлено в 1913 году Н. Буниатовым, который провёл обмеры здания. Чертежи (план, фасады и разрезы) хранятся в научно-исследовательском музее Российской Академии Художеств.
С 1937 года православный храм в Чернавино перестал действовать, а в 1940 году был закрыт официально. В здании церкви устроили сельский клуб с библиотекой, два раза в неделю под патефон здесь проводились танцы и трижды на неделе показывали кино. Во время войны, когда начиналась бомбёжка, оставшиеся жители сбегались в храм, спасаясь за толстыми стенами. Ночевали на деревянных скамейках, до сих пор вспоминают, что там было тепло и уютно.

После окончания войны здание церкви подремонтировали и продолжили использовать как клуб.
30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 церковь свт. Василия Кесарийского была признана памятником федерального значения. После этого рядом с храмом был построен новый деревенский клуб, а храм. оказался брошенным и стал без присмотра медленно разрушаться.

В 1963 году инспекцией по охране памятников Ленинградской области была заказана и выполнена научно-исследовательская и проектная документация. Проект реставрации предусматривал воссоздание тесовой кровли на всех объемах церкви, воссоздание покрытия главок лемехом, реставрацию участков стен, реставрацию барабанов на собственно церкви и приделе, реставрационные работы по фасадам. Но производства работ не последовало.

На фотографиях видно, что уже к концу 1970-х годов храм пришёл в удручающее состояние. Так продолжалось до начала 1990-х годов. В 1991-1993 годах при финансировании Всероссийского общества охраны памятников была выполнена реставрация храма, в которой принимали участие учащиеся школы деревянного зодчества из города Лом, Норвегия. Архитекторами проектного отдела МО «Ингрия» были проведены дополнительные исследования и воплощён в жизнь проект 1963 года.

В этот период при расчистке сводов удалось зафиксировать в стенах апсиды, трапезной и собственно церкви пустые каналы от деревянных связей, в которые позже были протянуты связи металлические, затянутые снаружи на стенах. Учащимися школы деревянного зодчества были выполнены работы по реставрации кровель церкви и главок. В 1994 году здание храма было отреставрировано снаружи. Автор проекта реставрации - архитектор И.А. Хаустова. Производство работ выполнял кооператив «Каменное зодчество», возглавляемый директором И.П. Любаровой.

В 2003 году вышло распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о возрождении церковной жизни на Васильевском погосте. В Чернавино начал обустраиваться женский скит, приписанный к Никольскому мужскому монастырю в Старой Ладоге.

К 2006 году назрела необходимость провести реставрацию фасадов Васильевского храма: поверхность стен была заново покрыта штукатуркой с применением современных материалов. Штукатурка эта, правда, почти сразу стала отваливаться. Над Благовещенским приделом была заменена крыша, но сейчас она опять течёт.

В 2015 году проводилось обследование современного состояния здания храма с фотофиксацией, была разработана технология производства реставрационных работ и откорректирован проект реставрации здания. Всё это даёт надежду на скорое приведение храма в благопристойное состояние. Внутреннее убранство церкви придётся возрождать заново.
При написании статьи использовались материалы из архивов РГИА, РГАДА, ИИМК, РНБ, РАХ

ДИОНИСИЙ АРУТЮНОВ

Хотите оставить отзыв? Уточнить или дополнить информацию? Напишите об этом в комментарии!