Озеро Ладожское — самое крупное пресноводное озеро Европы, расположенное на территориях Ленинградской области и Карелии. Протяженность с севера на юг — 219 км, максимальная ширина — 138 км, глубина — от 70 до 260 м в северной части и от 20 до 70 м в южной части озера. В северной части озера преобладают глубины более 100 м. Наибольшая глубина — 260 м. Через реку Свирь Ладожское озеро соединяется с Онежским, а через реку Волхов — с озером Ильмень. Река Нева — единственная, которая вытекает из Ладожского озера. Впадает же туда 32 реки. Чем выше и круче берега озера, тем большие глубины вблизи них. Наиболее глубоким считается северный берег, где большие глубины находятся непосредственно у шхер. На берегах Ладожского озера расположены карельские города Сортавала, Питкяранта и Лахденпохья.
В древнерусских летописях нынешнее Ладожское озеро упоминается как «озеро великое Нево» — от финского слова nevo, что значит «море. Название Ладожское озеро вошло в обиход с начала XVIII века.
Нрав Ладоги довольно суров. Так что судоходство по Ладоге — дело весьма непростое. Сравнительно спокойным районом Ладоги являются южные губы, где волна в 2,5 метра бывает только при очень сильных ветрах. Самый тихий месяц на Ладоге — июль. Через Ладожское озеро с IX века проходил водный путь «из варяг в греки».
Рыба:
Всех видов и разновидностей рыб в Ладоге насчитывается 53. В озере, его каналах и нижних участках притоков водятся и встречаются следующие рыбы в порядке ихтиологической системы по Бергу: минога речная, минога ручьевая, стерлядь (как возможная случайность), осетр балтийский (изредка), лосось морской (как редкость), лосось озерный, форель озерная, форель ручьевая (в ладожских речках), палия лудожная, палия ямная, ряпушка обыкновенная, рипус ладожский, сиг вуоксинский, сиг черный, сиг ямный или валаамский, сиг лудога, сиг волховской, сиг свирской, сиг озерный, хариус, корюшка, снеток, щука, плотва, елец, голавль, язь, гольян красноперка, жерех, линь (обнаружен в Вуоксиярви, соседнем с Ладогой), пескарь, уклея, густера, лещ, белоглазка, синец, сырть, чехонь, карась, голец усатый, вьюн, щиповка, сом, угорь, налим, колюшка девятииглая, колюшка трехиглая, судак, окунь, ерш, бычок четырехрогий и подкаменщик.
Первостепенное промысловое значение имеют только 9—10 видов: сиги, корюшка, окунь, плотва, судак, ряпушка (вместе с рипусом), лещ, щука, лосось (вместе с форелью), ерш.
На Ладоге водится единственный представитель морских млекопитающих, который живёт в условиях пресноводного озера — ладожская нерпа. Она занесена в Красную книгу России.
Острова
На Ладоге очень много островов — 500, больших и маленьких. И почти все они находятся на севере озера. Самые большие — Валаамские острова или Валаамский архипелаг, с отвесно спускающимися в воду береговыми склонами. Там находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
На острове Коневец расположен Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
Скалистый ландшафт и глубокая вода предполагают повышенное внимание и осторожность, а также навыки плавания. При путешествии по Ладоге лучше надеть спасательные жилеты.
Экскурсии по Ладоге или на Ладогу можно заказать в любом более-менее крупном городе, стоящем на озере.
Уже больше 10 лет ежегодно вокруг Ладожского озера проходит гонка внедорожников трофи-рейд «Ладога». Это международное спортивно-туристическое мероприятие стартует и финиширует в Санкт-Петербурге. Протяжённость рейда около 1200 километров.
Ладожское озеро в военное время
В годы Великой Отечественной войны Ладожское озеро стало районом боевых действий. В городе Новая Ладога,, в доме № 30 по улице Карла Маркса, находились штаб и тыловые органы Ладожской военной флотилии.
Учитывая важное стратегическое значение коммуникации по Ладожскому озеру, Ладожская военная флотилия приказом командования была сформирована в новом составе. В нее вошли дивизионы канонерских лодок, тральщиков, катерных тральщиков, группа кораблей специального назначения, две парусно-моторные шхуны, зенитные батареи, служба связи и др.
С 12 сентября 1941 года начал действовать единственный путь в блокированный Ленинград - через бурное, трудно проходимое Ладожское озеро. Главной задачей Ладожской флотилии стало обеспечение связи блокированного Ленинграда со страной и сохранение господства на озере. Автор широко известной книги "Ленинград в блокаде" Д. В. Павлов писал: "Ладожская флотилия сыграла исключительно важную роль в перевозках продовольствия, боеприпасов и других важнейших грузов для осажденных в самый критический период 1941 года... По долгу службы мне приходилось вести учет всех продовольственных грузов, поступавших в Ленинград, и я знаю, как велико было для осажденных значение прибытия каждого судна в порт Осиновец".
Днем и ночью, в штормы и под огнем врага моряки Ладожской флотилии совершали иногда по три-четыре рейса в сутки по трассе Кобона - Осиновец. Писатель Николай Тихонов впоследствии вспоминал: "Ленинград хорошо знал, кому он обязан каждым мешком муки, каждым, кулем сахара, каждым ямщиком крупы. Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не выдадут, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах, которых ничем не запугаешь. Это моряки Ладожской флотилии".
Ладожская военная флотилия вела и активные боевые действия на озере, нанося фашистам серьезные удары. Летом 1941 и 1942 годов флотилия во взаимодействии с авиацией уничтожила и повредила 27 десантных и большое количество других судов противника. Корабли флотилии принимали участие в разгроме вражеской эскадры близ острова Сухо, а в 1944 году - в ликвидации гитлеровских войск в Карелии. Героические дела моряков Ладожской флотилии - одна из ярких страниц истории Военно-Морского Флота Союза ССР. За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года флотилия была награждена орденом боевого Красного Знамени.
На берегу Ладожского озера, у Осиновецкого маяка, создан музей, посвященный легендарной Дороге жизни и Ладожской военной флотилии.
Прославились в те годы и новоладожские судоремонтники. Зимой 1942 года в примитивно оборудованных доковых мастерских они восстанавливали пароходы, поднятые со дна озера водолазами. Больше 20 судов, разбомбленных фашистской авиацией, они привели в порядок.
В Новой Ладоге всю блокадную зиму 1941/42 года шла усиленная модернизация самоходного флота. Старые пароходики снабжались дополнительными креплениями, переводились с угольного на дровяное топливо, всячески приспосабливались к тяжелым условиям ладожского судоходства. Так по крохам увеличивался озерный флот для снабжения блокированного Ленинграда.
Одна из улиц Новой Ладоги носит имя Героя Советского Союза К. А. Пескова (1919 - 1947), уроженца здешних мест. Детство его прошло в деревне Сясьские Рядки (дом, где он родился и жил, находится недалеко от перевоза через реку Сясь). В 1932 году семья Песковых переехала в Новую Ладогу, на Шоссейную улицу (ныне улица Пескова, 1). Учился он в Новоладожской средней школе (Пионерская улица, 7).
В начале февраля 1945 года в боях на подступах к реке Одеру танковый взвод 257-го отдельного полка, которым командовал К. А. Песков, разгромил большую группировку противника, отразил восемь фашистских атак, уничтожив много живой силы и техники.
За мужество и отвагу, проявленные в этих боях, К. А. Пескову 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит профессионально-техническое училище № 24.
Загадочные явления на Ладожском озере
Наблюдения монахов
В далеком 1914 г. в Главную физическую обсерваторию в Петербурге пришло письмо, подписанное делопроизводителем Валаамского монастыря Поликарпом. Вот выдержки из этого послания: “...за истекшия пять лет у нас наблюдается следующее явление: в юго-западной и западной сторонах Ладожского озера слышатся иногда подземные звуки, имеющие сходство с отдаленными пушечными выстрелами. Этот подземный гул бывает разной степени: иное время он бывает слышен вдали, в озере, как бы исходя из водной пучины, в редких случаях гул этот слышится явственно, раздаваясь под землею и по большей части а западной части Валаама.
В последнем случае случайно приходилось наблюдать, что подземный гул, слышанный на острове, сопровождался едва уловимым сотрясением земли… 28 минувшего сентября и 9 сего октября подземный гул, слышанный в западной части острова Валаама, сопровождался чуть заметным содроганием почвы. Как отражается этот подземный шум на водной поверхности Ладожского озера и вызывает ли на поверхности воды волнение, этого не приходилось наблюдать по той причине, что Ладожское озеро редко бывает в спокойном состоянии...”.
Монахов интересовало, нельзя ли определить происхождение подземного гула. Их обращение не осталось без ответа. Письмо попало в организованную при обсерватории князем Б.Б.Голицыным Сейсмическую комиссию.
Считалось, что причиной подземных звуков могли быть или резкие изменения атмосферного давления, или слабые землетрясения. Центральное бюро Сейсмической комиссии на своем заседании 15 апреля 1915 г. решает “признать желательным, производство наблюдений на о. Валаам при помощи барографа и горизонтального маятника Цельнера для механической регистрации, а также особого вертикального сейсмографа с коротким периодом и параллельно вести точную статистику подземных звуков”. 2 Голицын, кроме того, предложил соорудить на острове специальный колодец для установки мареографа – прибора по измерению уровня воды. Монастырь охотно подготовил подходящие помещения и поручил одному из иноков производить наблюдения.
Приборы начали функционировать в августе 1916 г., но проработали лишь несколько месяцев – помещение затоплялось водой. Известно, что к июню 1917 г “лаборатория” была переоборудована но о продолжении сейсмической регистрации сведений нет, не найдены и сами сейсмограммы. Сохранились лишь записи визуальных наблюдений, которые в 1916-1917 гг. вел безвестный монах Юлиан. В качестве примера приведем одно из его донесений: “Канцелярия монастыря спешит сообщить, что сегодня (5 марта 1917 г. – Б.А., А Н.) в 2 час. 17 мин. утра был наблюдаем очень сильный подземный удар, центральная сила которого была очень слышна на главном острове, где раскинут монастырь.
Удар был одиночный, протяжный, наподобие громового удара, длительность явления простиралась до 30 с. Впечатление от этого удара получилось такое, что как будто после разразившегося подземного звука вблизи монастыря отзвук этого явления покатился на восток постепенно замирая в своей силе и звучности…”.
Монахи продолжали свои наблюдения до 1927 г., а возможно, и позднее. К настоящему времени удалось обнаружить в архивах сведения о 125 событиях такого рода на Валааме. Но валаамские монахи вовсе не были первыми, кто заметил на Ладоге необычные природные явления. В 1858 г. на озере побывал знаменитый французский писатель Александр Дюма. Вот что он наблюдал в конце июня того года.
Судно шло от о.Коневиц к северу: “...все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. <...> Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного, озера. <...> Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. <...> Все это длилось часа два”.
Факты наших дней
Специалисты признают, что источниками подземных гулов бывают слабые землетрясения, очаговые зоны которых расположены в непосредственной близости. Сила звуков определяется энергетической величиной толчка и расстоянием до наблюдателя. Количество ударов зависит от волновой характеристики события – прохождения продольных и поперечных волн. Хорошо известно, что слабые, а тем более сильные землетрясения в зпицентральной области часто сопровождаются центростремительным подземным гулом и свечением атмосферы. А моретрясения и “кипение воды” при полном штиле также многократно описаны моряками и путешественниками разных времен и народов.
Так что геодинамическая и сейсмическая природа данных событий по существу сомнений вызывать не должна. Но вопросов по ним накопилось много. Вот почему летом 1997 г. мы отправились на Ладогу провести рекогносцировку и наблюдения на месте.
Существующая сейсмологическая сеть, в том числе высокочувствительная финская, не регистрировала землетрясений из района Ладожского озера. Скорее всего описанные явления слабые, сейсмические станции расположены далеко, а их частотные характеристики находятся вне спектра волн от Валаамских событий. Возможно, Валаамские землетрясения происходили лишь в начале XX в., и с тех пор наступило полное сейсмическое затишье?
Но первые же контакты с местными жителями, начиная с сотрудников метеостанции (спасибо им!), убедили в том, что подземный гул на озере им хорошо знаком. Настолько, что даже имеет местный термин – “барантида”. Такой гул слышали и незадолго до нашего появления на острове. Обычно он идет со стороны озера, с юго-запада, продолжается секунды, его сравнивают с эффектом проезжающего вдали поезда. К сожалению, в отличие от монахов, метеорологи не взяли на себя труд фиксировать такие явления в рабочих журналах.
Одна дама-экскурсовод, много лет регулярно посещавшая остров, вспомнила, что летом 1992 г., будучи на Красном ските (юго-западный берег острова), она и ее спутники пережили “барантиду”. Гул был весьма явственным, шел со стороны озера (с юго-запада) и сопровождался сотрясениями дома, вполне ощутимыми (3-4балла). Геофизики, проводившие в том же году на Ладоге специальный эксперимент, фиксировали в отдельные дни до 10 толчков от слабых землетрясений. Другая примечательная информация поступила от капитана местной флотилии. Лет 10 назад его судно на пути к Валааму (т.е. южнее острова) неожиданно попало в участок бурлящих вод, что не объяснялось никакими погодными условиями.
Невозможно не обратить внимания на согласные свидетельства всех очевидцев о месте возникновения звуков – к юго-западу и западу от о. Валаам. Если обратиться к карте рельефа дна озера, легко обнаружить, что именно к западу и юго-западу от Валаама просматриваются желоба и гряды северо-западного протяжения с наибольшими на всей акватории глубинами до 200–260 м.. По-видимому, здесь располагается некая морфологически выраженная грабенообразная структура, которая скорее всего ответственна за происходящие здесь геодинамические явления.
Новые вопросы
Однако теперь встают новые вопросы. Два из них особенно актуальны. Во-первых, конечно, нужно уточнить место возникновения гула и колебаний. Идут ли они из одного или нескольких источников, стабильны ли, какова вытянутость их источника, глубина, спектральные характеристики колебаний. Необходимо разместить по берегам Ладоги хотя бы временные, но чувствительные и особым образом настроенные сейсмические станции и геофоны.
Второй важнейший вопрос – какой максимальной силы и как часто могут возникать в Ладожской структуре собственно землетрясения, могут ли они быть разрушительными? Иными словами, речь идет о научной оценке сейсмического потенциала региона. Отсутствие сведений о сильных землетрясениях на протяжении письменной истории района (напомним: монастыри на берегах озера начали основывать в XIV в.) еще не означает их отсутствия в более раннем прошлом, а следовательно, и возможном возникновении в будущем. Но как это узнать?
Для этого есть несколько путей. Один из них чисто кабинетный, обычно используемый сейсмологами. Вместо конкретного участка с малой статистикой событий берется крупная сейсмогенная область, с представительным материалом по инструментально зарегистрированным землетрясениям и определяются сейсмические характеристики такой зоны. Считается, что они должны быть присущи в долговременном аспекте и интересующему нас малому участку.
В сейсмическом отношении Ладожский грабен относят к крупной (около 1000 км в длину) региональной Ладожско-Ботнической зоне северо-западного протяжения, пересекающей Финляндию вплоть до Ботнического залива. В ней в течение нашего века зарегистрировано значительное число сейсмических событий, в том числе и вполне ощутимых, с магнитудой М>4. После составления графика повторяемости землетрясений для всей этой зоны оказалось, что возможность возникновения в ней событий с М=5 – одно в 2000 лет. А такие землетрясения уже опасны, они могут сопровождаться не только сильно ощущаемыми сотрясениями, но и разрушениями на поверхности.
Эти оценки нельзя отнести лишь к теоретическим и потому абстрактным. Достаточно вспомнить, что на Балтийском щите в сходных геотектонических условиях происходили еще более сильные землетрясения с М=б, например, в начале нашего столетия в грабене Осло, а в XVII в. – в Кандалакшском.
Но, конечно, для более уверенных суждений хотелось бы получить и другие, независимые и более определенные свидетельства возникновения землетрясений именно на Ладоге, пусть даже и во времена отдаленные. Работая на Валааме, мы постарались применить палеосейсмогеологический подход, но в новой, только еще разрабатываемой модификации. Суть его – в выделении следов динамических природных воздействий на скальные обрывы и слагающие их блоки скальных пород.
Рекогносцировка показала, что на ряде участков юго-западного скального берега острова при тщательном обследовании, действительно, достаточно отчетливо выявляются спады динамических воздействий, объяснить которые иначе чем сейсмическими импульсами не представляется возможным. Исследования в этом направлении будут продолжены, но уже сейчас по выявленным признакам можно заключить, что берега Валаама испытывали сильные сейсмические колебания интенсивностью не менее 7 баллов. Когда же это происходило?
Предварительные определения по соотношению с береговыми формами ладожских трансгрессий позволяют считать, что события имели место в позднем голоцене за последние 3.5–3.0 тыс. лет. Таким образом, становится ясной не только важность задачи, но и пути ее решения с помощью современных методов. Ладога ждет сейсмологов с аппаратурой и новыми подходами.