ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Об историческом некрополе и нашей совести

Об историческом некрополе и нашей совестиЛетом 2014 года новоладожским родословно-краеведческим обществом и приходом храма Рождества Пресвятой Богородицы было положено начало работы по созданию исторического некрополя на городском гражданском кладбище. Этой идее предшествовало долгое и кропотливое обследование кладбища на предмет выявления дореволюционных надгробий, несущих в себе историческую и биографическую информацию о ладожанах.


И, действительно, некрополистика (вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища (некрополи), их описание, изучение и сохранение), - очень увлекательная и полезная деятельность. Ведь, кроме точной информации, она даёт возможность философского осмысления жизни и воспитания патриотических чувств.


К нашему сожалению, на нашем кладбище исторических надгробий и их фрагментов сохранилось не так уж и много - чуть больше пяти десятков. Этому, практически полному, отсутствию дореволюционных захоронений есть три причины. Первая из них - использование надгробных камней во время войны в качестве строительного материала для нескольких укреплённых огневых точек в черте города - воспоминания старожилов об этом хранятся в письменном виде в краеведческом музее. Как ни печально такое «нецелевое» использование памятников умершим, всё же оно простительно в свете военного времени - ведь в Новой Ладоге находился штаб ладожской флотилии, а фронт проходил очень близко.


Вторая причина - это практическое отсутствие альтернативного гражданского кладбища вплоть до конца XX века. Трёхсотлетняя история нашего города знала тысячи погребений горожан, и почти все они были совершены здесь, вокруг соборных церквей, на территории бывшего Николо-Медведского монастыря. Гораздо меньше людей было похоронено на трёх других кладбищенских участках, а именно: с конца XVIII века существовало небольшое кладбище при Суворовской церкви, но как показывают записи об умерших в метрических книгах двух приходских церквей Новой Ладоги, на том кладбище хоронили, в основном, иноземцев, солдат, иногородних, тюремных заключённых, т.е. «чужаков». В советское время там тоже хоронили, но самые поздние захоронения относятся к 50-ым годам.


Еврейское кладбище на выезде из города, на песчаных дюнах (сейчас в этом месте автобусная остановка у завода «Лаконд» и погреба близ живущих граждан).
Магометанское кладбище - там же, на выезде из города, приблизительно между еврейским кладбищем и турбазой «Ладога».
Понятно, что последние два кладбища дали свой последний приют очень малочисленной части горожан. Существовало ещё так называемое «заразное» кладбище, но оно и вовсе не в счёт, наверняка оно было закрытым или малопосещаемым - по понятным причинам. Место его нахождения тоже озвучивать не будем, хотя любопытные могут сами заглянуть в план Новой Ладоги 1912 года, изданный родословно-краеведческим обществом в 2013 году.


Только в 80-ых годах XX века было открыто новое гражданское кладбище на 8 км черноушевской дороги, но и по прошествии 30 лет, легкий доступ горожанам на могилки близких людей никем и никак не обеспечен, общественного транспорта нет, пешком - не реально. Поэтому продолжают хоронить на том же старом кладбище - в пятый, шестой, десятый слой....Отсюда и утрата исторических надгробий. Горожане, приспосабливаясь к ситуации, изобретают различные способы очистки лишних двух-трёх квадратных метров земли на территории древней обители. Кто-то корчует кусты сирени, кто- то хоронит сверху на своих же родных, а кто-то выбрасывает стоящий рядом купеческий памятник - ведь никто не приходит на эту могилку... А теперь давайте представим, что памятники на могилах наших родственников, когда нас уже не будет, также кто-то посчитает лишними на этом кладбище и без всяких угрызений совести сбросит с обрыва к реке, или сделает из них ступеньки, замостит дорожки, укрепит свою семейную усыпальницу...


И такие случаи не единичны здесь. Кто сбросил памятник священнику Илье Велитскому с обрыва к реке? Кто разорил могилу купца Бартенева - причём даже далеко не понесли надгробье - просто выкинули за старинную оградку, и в ней же захоронили «своего»? Кто устроил огромную свалку на семейной могиле купцов Стариковых - при этом часть памятников своротили со своих мест, а один так и не смогли - слишком большой и неудобно расположился между берёзами. Вопросы этического характера не очень волнуют наших граждан, когда хоронить некуда. Надгробный камень протоиерея Верховского за алтарём Никольского собора уж двигали, двигали между своих могил - ну никак он не вписывался в «современный дизайн» - потом всё же выкинули к стене храма. Для похорон легендарной четы заслуженных новоладожских учителей были разорены могилы купца Горшкова и его дочери, обломки сложены тут же рядом, в оградку купца Онускина. Таким же образом утрачены многие и многие памятники. Каким- то чудом ещё сохраняются с десяток старинных купеческих захоронений, но не благодаря уважению к личностям усопших, а из-за размеров камней - тяжело тащить.
К великому сожалению, именно большие размеры камней сыграли с некоторыми из них злую шутку в 90-ые годы XX века. По свидетельству ладожан, старые надгробья пропадали с кладбища чуть ли не ежедневно - они отправлялись в качестве сырья на изготовление новых памятников.


Относительно же уважения к усопшим купцам хочется сказать следующее. Наш город - купеческий. Практически все здания, в которых мы живём и работаем, улицы, по которым мы ходим, появились благодаря ладожскому купечеству. От купцов осталось не только внешнее, но и внутреннее содержание, например: всё ценное, что имелось в храме Рождества Пресвятой Богородицы до сих пор - старинные иконы, иконостас и другая уцелевшая утварь - было приобретено на деньги купцов. Во второй половине XIX века благотворителями храма и города были и Стариков, и Козлов, и Спировы, и многие другие. К примеру, в 1889 году Марией Федотовной Спировой специально для нашего храма была заказана на Афоне в Пантелеимоновском монастыре и привезена оттуда большая икона Пантелеймона - целителя. Икона была встречена ладожанами крестным ходом и почиталась и почитается как одна из главных святынь. Этой же благотворительницей был подарен храму запрестольный образ Коронования Божией Матери, стоимостью 700 рублей, который и сейчас находится на горнем месте в приделе Рождества Богородицы. Могила же Марии Федотовны Спировой стёрта с лица земли «благодарными» ладожанами...


Пришло время «собирать камни». Нам никогда не оправдаться за разбитые колокола, за разорённые и осквернённые церкви, за разрушенные часовни, за утраченную связь поколений, но мы можем что-то сделать, чтобы прекратить эту чудовищную эпоху вандализма. Создание исторического некрополя на территории гражданского кладбища - это только маленькая ступень к прими-рению с нашей совестью. Сегодня мы хотим сказать спасибо главе администрации Ольге Сергеевна Барановой за понимание и содействие. 13 октября руководителем МБУ «Дивный град» родословно-краеведческому обществу был предоставлен трактор для проведения работ по поднятию с берега реки исторических надгробий. Квалифицированный мастер Руслан Матвеев умело справился с задачей, поставленной краеведами - с берега были подняты и установлены к стене храма несколько памятников. Среди них надгробие с могилы протоиерея Велитского, священника, служившего в нашем храме долгие 20 лет – с 1848 по 1868.


Город потихоньку начинает меняться к лучшему. Поменяем и мы своё отношение к городу и его истории. Дорогие земляки! Не разоряйте чужих могил! Не разрушайте свой город! Не пилите сук, на котором сидите! Иначе может придти то время, когда наши дети сбросят наши памятники вниз с обрыва. Ведь если не воспитывать уважения к предкам личным примером, откуда же оно само возьмётся?


Новоладожское родословно-краеведческое общество, приход храма Рождества Пресвятой Богородицы