По долгу и совести
- Автор: «Волховские Огни»
«Волховским огням» - 95! Неужели? Как быстротечно время.
Давно или недавно - в 1948 году новоладожская средняя школа провожала в большую жизнь семерых учеников второго послевоенного выпуска (всего семь!). Поистине судьба ко мне была благосклонна. Без каких-либо знакомств и связей, имея в руках лишь аттестат о среднем образовании, я попала на тропу своей будущей и единственной профессии.
С особой теплотой и благодарностью вспоминаю своего учителя - редактора новоладожской районной газеты "Знамя коммунизма" Павла Михайловича Шумилова, человека душевного, уравновешенного, принципиального. Демобилизованный офицер, фронтовик, он хорошо знал цену человеческой жизни и понимал наше обездоленное войной детство. Воспитывая будущих журналистов, он с отеческой заботой учил нас профессиональному мастерству.
- Золотко (это любимое обращение Павла Михайловича), ты какую основную мысль хочешь донести до читателя? - говорил он, читая очередной мой опус. - Вот и постарайся выразить ее так, чтобы читатель не только заинтересовался, но и задумался…
Так было и со мной, и с Серафимом Бундиным, приглашенным на работу в редакцию прямо от заводского станка и впоследствии направленным на учебу в высшую партийную школу. Первые уроки Павла Михайловича стали стартом в долгую журналистскую жизнь.
Здесь, в Новой Ладоге, сложился мой профессиональный путь: литературный сотрудник - зав.отделом писем - ответственный секретарь редакции. В эти же годы заочно окончила отделение журналистики Ленинградского государственного университета им. Жданова (теперь Большой университет).
Нынешнему поколению трудно представить условия, в которых нам приходилось работать. Из средств передвижения в редакции был только один велосипед. Старались по возможности использовать попутный транспорт, которого тоже почти не было. Помню, вышла из деревни Хвалово утром, и пока шла - ни одной попутки, даже грузовой машины не проехало. Нередко приходилось ночевать в колхозной конторе, чтобы написать материал и передать в редакцию по телефону. Надо сказать, что на местах очень ждали свою газету, хотели знать районные новости. Журналисты несли своим читателям правдивую информацию, прославляя людей труда - этих великих тружеников полей и ферм, заводов и фабрик, поднимающих страну из руин военного лихолетья.
Профессия наша специфическая. Каждое твое слово идет к людям. Известно: словом можно порадовать человека, а можно и убить. Всегда придерживалась принципа: говоря правду - не навреди. Ведь цель любой публикации сделать нашу жизнь лучше, комфортнее, а людей - добрее. Сразу скажу, что по критическим выступлениям местная власть тут же принимала меры. Это в свою очередь поднимало авторитет газеты, ее роль в жизни общества, значимость нашего труда.
В наше время редакция и типография размещались в одном здании, что было удобно, поскольку набор газеты производился вручную - буковка к буковке. Одно неосторожное движение могло рассыпать весь набор. И хорошо, если это небольшой кусок текста, а если целая полоса? Выпуск газеты в свет занимал много времени и сил, а значит, и от журналистов требовалась сдача материалов заранее. Поначалу и печатные машины крутили руками. Позже появилась печатная машинка, прозванная "американкой". Пределом же совершенства стала плоская печать, когда печатались сразу четыре газетные полосы. Как тут не вспомнить нашего печатника С.М. Рубцова, эрудированного человека и высококвалифицированного мастера своего дела. Даже в тех условиях Сергей Матвеевич добивался высокого качества печати. Он умел так подогнать клише к тексту, чтобы фотографии радовали глаз.
Коллективы типографии и редакции жили как одна дружная семья - мы были заняты одним делом. Долгое время типографию возглавлял Иван Григорьевич Соколюк, бывший радист знаменитого ТЩ-100 Краснознаменной ладожской флотилии, отстоявшего остров Сухо в Ладожском озере. Тогда было не принято рассказывать о войне, да и расспрашивать никому не приходило в голову - все пережитое было настолько свежо в памяти, что ворошить его никто не хотел. О многом могли бы поведать журналисты, прошедшие войну, - Николай Иванович Антонов, Михаил Иванович Дементьев и Михаил Иванович Петров. Земляки знают М.И.Петрова как человека с трагической военной судьбой и местного поэта. Под его руководством в редакции активно работало литературное объединение, а ленинградский поэт Олег Шестинский посвятил ему поэму "Одиссея Михаила Петрова".
Мы все учились друг у друга - Владимир Янцев, Вера Савельева, Николай Сахновский, Михаил Сафронов, Ольга Дмитриевская, Владимир Петренко… Товарищеская взаимовыручка, дружелюбие, деловая атмосфера - все это сопутствовало успеху. Редакция проводила выездные встречи с читателями, что помогало держать руку на пульсе времени. С каждым годом увеличивался тираж газеты.
Почему завела разговор о начале своего трудового пути? Да потому, что "Волховские огни" зарождались на новоладожской земле, пережили немало структурных изменений. Вначале центр района находился в Новой Ладоге, в период укрупнения территорий центр переместился в Волхов, тогда и две газеты объединились под одно название. Так из "Огней коммунизма" и "Волховской правды" получились "Волховские огни". Конечно, за эти десятилетия сменилось несколько поколений, изменилось не только техническое оснащение - изменился государственный строй, но по-прежнему главным критерием работника газеты остается гражданская позиция, человеческая порядочность и журналистская этика.
Поздравляю "Волховские огни" и всех читателей со славным юбилеем! От души желаю своей родной газете и всем причастным к ее долголетию держать перо острым, совесть - чистой, помыслы - светлыми!