ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Деревенька моя. Часть вторая

Деревенька мояОбратимся к статистике. В деревне Надкопанье Пашской волости в 1997 году проживали 97, в 2007 году - 79, в 2010 - 95 , а в 2015 - 85 человек. Немало, если учесть, что в деревне Карпино проживает сегодня один (!), в деревне Вишняков Посад - 5, а в деревне Насоново - 4 жителя. Теперь самая большая деревня в бывшем Карпинском сельсовете - деревня Берег, в ней, как и в Надкопанье, 85 жителей.

Всего же в деревне Надкопанье и в деревушках вокруг Надкопанья постоянных жителей 238 человек. Говорить об экономическом расцвете «деревеньки» не приходится, но с некоторых пор начался расцвет культурный, духовный, и связан он с возрождением Христорожденственского храма.

Возрождение храма началось в 1996 г. Через год состоялось первое богослужение. Проходило оно в разрушенном храме. Не было окон, пола. Присутствующие на богослужении стояли на перерытой земле, в каких-то ямах, на разрушенном фундаменте. В оконные проёмы дул холодный, пронизывающий ветер. Но в церкви было не протолкнуться, казалось, собралась здесь вся округа, стар и мал. Отец Михаил (Павлов) ра-дел о своей пастве, помогал грешным и страждущим. Но вскоре покинул храм. В 2000 г. на смену первому настоятелю, отцу Михаилу Павлову, пришел иеромонах Антоний (Кузнецов).

Об этом настоятеле храма тоже нужно сказать особо. В 1972-1973 годах в изостудии пашского Дома пионеров подолгу засиживался за мольбертом тёмноволосый мальчик Серёжа Кузнецов. Никто не мог предполагать тогда, что под руководством своего наставника Юрия Ивановича Кривилёва он достигнет таких успехов. Отец Антоний (Сергей Васильевич Кузнецов) - выпускник Пашской средней школы. Получил серьёзное образование: окончил художественное училище имени Серова, «мухинское» училище. Служил в рядах Советской Армии в Ленинграде. Затем работал вместе со своим учителем в совхозе «Пашский» художником-оформителем. Почти сразу оформил в конторе совхоза персональную выставку. Когда встал вопрос о реставрации Христорождественского храма, отец Антоний оказался здесь в нужное время на своём месте.

Под его руководством началось не только восстановление храма, но и изучение истории погоста и местных дворянских родов.

Результат исследований - восстановление нескольких примечательных могил. Чести быть похороненными у главного храма Пашской земли удостаивались люди заслуженные, верой и правдой послужившие Богу, Царю и Отечеству. Один из них, генерал-лейтенант Федор Иванович Апрелев (1763/64-1831), по предположению исследователей, непосредственно причастный к возведению храма Рождества Христова. Надпись на одном из старых купольных крестов свидетельствует, что все они бы¬ли изготовлены на вверенном Ф.И. Апрелеву заводе «Арсенал».

Федор Иванович Апрелев с 1792 г. возглавлял Литейный двор и Арсенал в Петербурге. Император Павел I по достоинству оценил таланты и достижения незаурядного офицера, который отличился ещё и тем, что изобрёл прибор для заделывания раковин в орудиях: наградил его имением, произвёл в чин генерал-майора и назначил членом артиллерийской экспедиции. К концу жизни генерал- лейтенант Ф.И. Апрелев состоял помощником генерал-фельдцейхмейстера Великого Князя Михаила Павловича по управлению всей артиллерией. А.А. Аракчеев (1769-1834) был его сослуживцем, ближайшим другом и даже восприемником детей Ф.И. Апрелева, способствовал продвижению по службе его сыновьям, бывал в его доме и имении.

Ф.И. Апрелев входил в число крупных землевладельцев Новоладожского уезда. Основные его земли находились на реке Паше вблизи Христорождественского Пашского погос¬та, где ему принадлежали деревни Батогово, Большой двор (Куликово), Вахмесь, Вишняков Посад, Кузнецово, Курицино, Малое Часовенское, Мосенково (Костино), Подбережье, Ручьи и др. В усадьбе Фоминишна, согласно «Историко-статистическим сведениям о Санкт-Петербургской епархии» за 1884 год, находившейся в 400 саженях (примерно 850 метров) от храма Рождества Христова, Ф.И. Апрелев родился»,- пишет Елена Кулагина в книге «Путешествие к реке Паше». У южной стены храма место упокоения родовитых дворян Мордвиновых - богатых землевладельцев, государственных деятелей и прихожан храма, а Яков Яковлевич Мордвинов в течение 10 лет был его ктитором.

Исторический материал, собранный в архивах, послужил основой для написания двух книг по истории Христорождественского Пашского погоста, других храмов Приладожья, а так же истории дворянских усадеб в Паше и двух некрополей: Христорождественского и Колголемского.

Вторая книга Елены Кулагиной «Архангелогородский тракт» рассказывает об истории сегодняшней трассы «Кола», о крупных почтовых станциях, которые находились на Ар-хангелогородском тракте. Обе книги вышли в 2013 году в серии «Приходская библиотека». В этой же серии вышел сборник стихотворений Эммы Михайловны Воробьёвой. Несколько лет выходил при храме «Рождественский вестник», на страницах которого шёл рассказ о православии, его традициях, православных праздниках и о людях нашего края. В «Рождественском вестнике» нашли отражение история храма, трагические судьбы людей, так или иначе связанных с ним, и современные события.

Памятник архитектуры 19-го века поднят из руин, восстановлен и служит людям. Они идут и едут сюда со всех сторон на службу, окрестить детей, отпеть усопших и по другим своим нуждам. Восстановленный храм радует всех своей первозданной красотой, ухоженностью, цветами и газонами, колокольными звонами. Даже те, кто бывает здесь нечасто, говорят о том, что храм им нравится: «Мы любим бывать в надкопанской церкви. У вас всегда можно увидеть что-то новое в храме или у храма. Вот недавно появился памятник Киприану Стороженскому и часовня». Так прошлое переплетается в нашей деревне с настоящим.

«Отец Антоний - творческий человек, его мечта - возродить традиции нашего края. Семь лет направляет он нашу деятельность по этому пути и открыл всем глаза на необходимость такой работы, - рассказывает Елена Николаевна Шевкопляс, руководитель фольклорного коллектива «Красная горка». - «Красная горка» - девичий праздник, проходил и проходит он в Пасхальный период. Девчонки искали женихов, водили хороводы, участвовали в игрищах. С недавних пор «Красной горке» присвоен статус районного праздника. На праздник приезжают фольклорные коллективы из Кижей, Петрозаводска, Санкт-Петербурга.

Ильин день - престольный праздник. Он стал днём деревни Надкопанье. Ежегодно ищем к каждому празднику новые символы, элементы обряда. Ильин день проводили по- разному: то как праздник «Играй, гармонь», то как праздник ремёсел, то как праздник, посвящённый русскому костюму, национальной игрушке. Символом Ильина дня в этом году стали «Ильинские ворота». По народному поверью, кто пройдёт через эти ворота, обретёт благополучие.

Сценарии праздников составляются под руководством отца Антония, он же - художник по костюмам, он же - автор эскизов баннеров. Руслан Шевкопляс - оформитель».

Именно благодаря отцу Антонию и его ближайшим помощникам, возродились в деревне такие праздники, как пасхальный фестиваль «Красная горка», Рождество, Масленица, Ильин день. Сначала не очень многолюдные, теперь они собирают большое количество участников и зрителей. Обращаясь к участникам фестиваля «Красная Горка» на одном из праздников, отец Антоний сказал: «Хотелось бы, чтобы мы все вспомнили, что мы русские люди, что когда-то здесь, у церкви, стояли лавки каменные, проходили ярмарки и гуляния». Да, эти праздники действительно помогают вспомнить многим, что мы русские люди, что у нас есть своя культура и традиции. Хороводы, песни, пляски, почти забытые народные игры, качели - всё это возвращает нас во времена наших предков. В этом году на Ильин день многие увидели забытую кириковско-надкопанскую кадриль в исполнении фольклорного коллектива храма. Елена Николаевна Шевкопляс много сил отдаёт работе с коллективом. Познакомившись с собирателем и знатоком фольклора Дмитрием Цуваревым, Елена Николаевна приняла участие в фольклорной экспедиции в деревню Кириково, в Лахту. Поехали туда с балалайкой, гармошкой и, конечно, с Николаем Ивановичем Муратовым. Нашли там местного старожила Веру Николаевну Ваничеву, которая родилась в 1922 году и многое помнит из прошлого. Она-то и помогла восстановить четыре фигуры кадрили (12 колен). Дмитрий Цуварев - нередкий гость фольклорных праздников в Надкопанье. Он очень талантливый человек, окончил колледж культуры, институт культуры, пел в Санкт-Петербургской капелле, играет на всех инструментах. Благодаря ему, на Ильин день можно было услышать «Песнь о святом Илье» в сопровождении народных инструментов, в том числе и гуслей, казалось бы, уже совсем забытого народного инструмента.

Всякий, кто присутствует на праздниках в Надкопанье, видит высокий профессионализм его организаторов. И в этом тоже отец Антоний, «дотошный, требовательный». В его «команде» не случайные люди. У Елены Николаевны (Муратовой) Шевкопляс надкопанские «корни». Семья Смирновых жила здесь и до войны. Все были музыкально одарёнными: играли на балалайке, на гармошке, пели народные песни. Николай Иванович Муратов - активный участник художественной самодеятельности пашского ДК в 60-90- е годы - с детства играет на балалайке и гармошке, любовь к народной музыке и песне он унаследовал от своей матери Ксении Дмитриевны Муратовой (в девичестве Смирновой). Галина Михайловна Муратова многие годы руководила пашским ДК. На одном из праздников коллектив «Красная горка» представил три поколения участников: Николай Иванович Муратов, его дочь и внучки: Люда и Галя.

Отец Антоний сумел объединить вокруг себя талантливых людей, не равнодушных к народной культуре. Это кузнец - Алексей Кожин, иконописец - Татьяна Кожина, «однокашники» отца Антония по «мухинскому» художественному училищу. Большую помощь в проведении праздников оказывает Кирилл Сапожников, он выпекает около тысячи блинов, помогает накрывать столы. На праздниках всегда бесплатное угощение: чай из самовара, блины, баранки. Анна Юрьевна Сапожникова - доцент кафедры английского языка Ленинградского педагогического университета имени А.И. Герцена - одна из прихожанок Христорождественского храма. Помощь в организации первых праздников оказывала Евгения Климова - заведующая клубом деревни Тервеничи. Первые праздники готовила и проводила Наталья Борисовна Прокофьева, она же шила костюмы участникам фольклорного ансамбля. В этом году костюмы помогали шить и родители танцоров. Тамара Александровна Баранова сшила костюмы для танца «Русские матрёшки». Постоянные участники всех праздников - Ольга Акулова, Елена Микешина. Выступают на праздниках и Сергей Апон, Павел Козырев, Сергей Морозов, Пётр Лазарьков, Андрей Левицкий. Наталья Аркадьевна Левицкая проявила инициативу и провела в деревне Надкопанье праздник, посвящённый 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Андрей Левицкий - большой энтузиаст, он не только исполнитель песен, но и постоянный звукорежиссёр.

С каждым годом фольклорные праздники в деревне всё ярче, краше, многолюднее. Всё выше мастерство их организаторов. Коллектив «Красная горка» хорошо известен в Ленинградской области. Он участник фольклорных праздников в Тервеничах, участник международного конкурса «Малахитовая шкатулка», фестивалей «Виват, талант!», «Древо жизни», награждён дипломами третьей и второй степени.

Появились на этих праздниках и новые традиции. Так в Ильин день чествуют всех старожилов деревни, людей труда, участников войны, которые в своё время отдали много сил процветанию родного края, родных мест. Среди них Груничевы, Лукины, Наталичевы, Ефимовы, Михайловы, Лабабуевы, Сеничевы, Тихановы и другие. Год этот для надкопанских старожилов юбилейный не только потому, что они отпраздновали все вместе День Победы, но и потому, что многие из них отметили ещё и свой собственный юбилей. Галина Павловна Ефимова, Любовь Александровна Груничева, Валентина Михайловна Наталичева отпраздновали 85 лет со дня своего рождения. Готовится встретить своё 80-летие Клавдия Яковлевна Поликарпова. Военное детство, труд на колхозных и совхозных полях и фермах, постоянная физическая работа в домашнем хозяйстве не прошли даром, сказались на их здоровье. Но и сегодня они не теряют интереса к деревенской жизни. Есть ещё в деревне и участники войны. Это чета Лабабуевых: Михаилу Васильевичу исполнилось 88 лет, Александре Михайловне - 87. Уважаемые в деревне люди, вырастили и воспитали пятерых детей. Безусловно, все они заслуживают глубокой благодарности за свой самоотверженный труд во имя Родины, хотя, возможно, они сами себя так никогда не оценивали.

Конечно, всё это радует и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее нашей деревеньки. Хочется надеяться, что работа в этом направлении станет общей, что в ней примут активное участие и Пашская средняя школа, и КСК, и администрация Пашского поселения. Ведь это так важно сегодня: воспитать любовь к родной земле, её культуре, традициям. Может быть, именно такая любовь откроет дорогу и к экономическому процветанию нашей «деревеньки»?

Э.Е. БОЛЬШАКОВА