ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Плюсы и минусы региональной экономики

Плюсы и минусы региональной экономикиВ Ленинградской области подведены итоги первого полугодия. Как известно, от состояния экономики зависит развитие и социальной сферы, и культуры, и общественных процессов. Поговорить о том, что достигнуто и над чем предстоит поработать, мы пригласили эксперта, доктора экономических наук Николая Маратовича МЕЖЕВИЧА.

- Профессор, какие новости в нашей региональной экономике?

- Мой первый учитель экономики говорил, что его никогда не удивлял фокусник в цирке, достающий кролика из шляпы. И добавлял, что вырастить кролика, особенно в товарном количестве и накормить ими людей, - это действительно серьезная задача, почти фокус.

Так вот, в Ленинградской области в той прошлой экономической жизни это удавалось. Затем начался странный период куриных окорочков из США, бананов из Финляндии, картофеля из Польши. К счастью, это уже тоже история.

Возвращаясь к итогам полугодия, отмечу, наши результаты адекватны общей экономической ситуации в стране и мире. Может быть, даже так: итоги полугодия показали, что Ленинградская область поработала лучше, чем позволяли внешние условия.

- Николай Маратович, мы заговорили о мировой экономике, влияет ли мировая экономическая конъюнктура на нашу жизнь в Ленинградской области?

- Да, влияет, и это влияние неоднозначно. В мировой экономике все быстро меняется. Приведу такой пример. У Ленинградской области давние и эффективные связи с провинцией Хэбэй (Китайская Народная Республика). Еще недавно можно было услышать, мол, зачем нам это далекое и бедное государство. Сегодня мы знаем, что это далеко не бедное и совсем не далекое от нас государство. Новая ситуация в экономике и политике, проект нового шелкового пути может сделать Ленинградскую область одним из важных транзитнологистических центров на пути из Китая в Европу.

Да, теоретически в этом качестве (транзит в Европу) могла бы сработать Прибалтика, но там уже давно решили разобрать рельсы на восток. Были планы у Украины, но в настоящее время этот путь Китаем даже не рассматривается. Так что транзитная функция Ленинградской области прирастать будет Китаем. Тем более, это уже работающий маршрут (через порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга), потенциально это очень большие объемы, рабочие места, перегрузка, сервис.

- Что же касается санкций, то на это надо смотреть именно с экономической точки зрения. У нас, наконец, появился шанс поставить свое сельское хозяйство в равные условия с европейским, основанным на дотациях и перекрестном финансировании. Да, это не нравится посредникам, спекулянтам, контрабандистам и …. торговым сетям, руководители которых стыдливо закрывают глазки, увидев французский сыр на своем пороге. Понимание этой ситуации заставило руководство страны пойти на жесткие меры.

Санкции сделают нас в конечном счете более эффективными, помогут развитию сельского хозяйства, а оно начнет подтягивать другие отрасли экономики.

- Все-таки с чем, с какими цифрами мы пришли к годовщине образования Ленинградской области?

- Отвечая на этот вопрос, прежде всего хотелось бы сказать, что прошедший год был весьма непростым для всех, но у нас, в Ленинградской области, многие проблемы формирования бюджета были решены, что называется, на опережение.

В результате кризисные проявления нас затронули несколько в меньшей степени, чем другие субъекты федерации.

По ключевым параметрам у нас ситуация такая: промышленное производство сохранилась на уровне 2013 года. В строительстве был почти 10-процентный рост. Очень неплохой результат в жилищном строительстве - плюс 15%. С положительной динамикой сработало сельское хозяйство.

Реальные денежные доходы населения, подчеркиваю, реальные не выросли, хотя в предшествующие годы этот показатель давал губернатору и правительству области повод для законной гордости.

Всех нас огорчил рост потребительских цен, он составил за прошлый год 11,4%. По этому показателю мы не только не перегнали, но скорее отстали от среднероссийских показателей. И это хорошо.

В 2015 году, к сожалению, не удалось переломить имеющиеся отрицательные тенденции. Индекс промышленного производства за январь - май 2015 года составил 97,5% от уровня прошлого года.

Уменьшился объем выполненных работ в строительстве, тем не менее, в Ленинградской области введены в действие крупное производство по сборке электротехнического оборудования, предприятия торговли, станция технического обслуживания, школьное образовательное учреждение, центр оздоровительного отдыха, поликлиника и так далее. Продолжалась газификация, в первом полугодии порадовало и сельское хозяйство. За январь - май 2015 года объем сельскохозяйственного производства вырос на 4,2%, так что губернатор А.Ю. Дрозденко, говоря о том, что санкции помогут нам развивать сельское хозяйство, абсолютно прав.

Кстати, в мае 2015 года начался процесс снижения цен на продовольственные товары практически по всему диапазону…

- Но это, наверное, сезонный фактор?

- Снижение цен началось и на непродовольственные товары, радиотовары, электротовары и даже очень небольшое, но снижение цен на медикаменты. Согласитесь, телевизор - это все-таки не сезонный товар.

- Николай Маратович, скоро выборы, но после них любой губернатор, который будет выбран жителями Ленинградской области, займется ключевыми проблемами экономики, поэтому вопрос - какие еще есть резервы регионального развития?

- Вы правы, сейчас такая ситуация, что любой губернатор просто обязан, получив уведомление избирательной комиссии, немедленно начинать работу. Естественно, что А. Дрозденко, если выберут его, будет проще. Ему все проблемы знакомы, все задачи очевидны. Знаете, у американцев есть такая полу-шутка: избранный президент год празднует, год работает, два года готовится к следующим выборам. К счастью, у нас ситуация другая.

Возвращаясь к вашему вопросу, хотел бы обратить внимание на поручение руководства страны главам регионов сформировать штабы, которые займутся улучшением инвестиционного климата. Здесь не надо стесняться конкуренции между субъектами федерации. В разумных пределах она нужна, а для контроля есть Москва.

Следует продолжать взятый курс на развитие транспорта. Усть-Луга, по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе может стать одним из крупнейших портов в Европе. В целях обеспечения возрастающих объемов перевозок в направлении порта Усть-Луга ОАО "РЖД" реализует комплексный инвестиционный проект реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. Необходимо бороться за формирование бизнес-климата, адекватного реалиям XXI века, особое внимание обращая на развитие контактов с КНР.

Ну и, конечно, еще одним резервом является оптимизация управленческой структуры правительства региона, завершение реформы местного самоуправления.

Записал Н. ПЕТРОВ