ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Дни, связанные с освобождением Ленинграда от блокады

Дни, связанные с освобождением Ленинграда от блокадыДни 18 и 27 января, 5 и 7 февраля, связанные с освобождением Ленинграда от блокады, являются памятными и святыми не только для ленинградцев, но и для жителей Волховского района. Многие из волховских ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла награждены медалью «За оборону Ленинграда» и она является для них одной из самых важных и дорогих наград.

Стратегическое значение Волхова высоко оценивали как советское, так и немецкое командование. Недаром Волхов называли «младшим братом Ленинграда». Противник рвался к Волхову, зная, что здесь скрещиваются четыре очень важные для обороны страны железнодорожные магистрали и водная артерия Мариинской системы. Через Волхов шла единственная железнодорожная магистраль, по которой доставлялись с Большой земли грузы для Ленинграда. Не останавливала свою работу электростанция, снабжая электричеством воинские части, госпитали.
В ноябре 1941г. гитлеровцы планировали молниеносным броском прорвать советский фронт в районе Волхова, соединиться с финскими войсками, стоявшими на Свири и таким образом создать второе кольцо блокады вокруг города на Неве, уже полностью изолировав его от Большой земли.
Им это не удалось. В декабре 1941 года на Волховской Земле была одержана одна из первых побед советских войск в Великой Отечественной войне, фашисты были отброшены от Волхова, а их планы - сорваны.
А Волхову теперь предстояло сыграть особую роль в снабжении блокированного города продовольствием и электроэнергией. Волховстроевский железнодорожный узел стал одним из основных пунктов, через которые проходила в 1941-1943гг. знаменитая Дорога Жизни. За сутки Волховские железнодорожники принимали и отправляли до 1 000 вагонов с продовольствием для Ленинграда. А на обратном пути поезда везли людей. Колонна из 12 паровозов в 2-3 раза перевыполняла плановые задания. В июле 1942 года коллективу паровозного депо станции Волховстрой первому в стране было вручено переходящее Красное Знамя Наркомата путей сообщения, а в августе – Красное Знамя Государственного Комитета обороны, оставленное здесь на вечное хранение. На обратном пути поезда везли людей, эвакуированных через Ладожское озеро. За годы войны через Волховстрой из Ленинграда было вывезено около полутора миллионов человек. На вокзале были оборудованы эвакопункт и столовая. Больные, ослабленные люди здесь получали горячий обед, их осматривали врачи, оказывали медицинскую помощь. Далеко не все могли выдержать тяжелый путь дальше – на Восток. Самых слабых оставляли в Волховских больницах и госпиталях. Умерших хоронили недалеко от вокзала.
С сентября 1942г. и вплоть до полной ликвидации блокады, до восстановления других электростанций, Волховская ГЭС почти в одиночку, безотказно питала своим током – силой и светом город Ленинград. Волхов помогал Ленинграду и продовольствием. В 13 хозяйствах и 11 коллективных огородах, организованных в городе, выращивались сотни тонн овощей для ленинградцев. Жители Волховского района летом собирали и отправляли в Ленинград грибы и ягоды, выловленную в реках и озерах рыбу. С Ленинградом делились всем, хотя и сами жили в очень тяжелых условиях, получая продовольствие по карточкам.
В январе 1943 года произошло знаменательное событие – прорыв блокады В тот же день, 18 января 1943 года, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве по освобожденному участку земли железнодорожной ветки между Шлиссельбургом и станицей Поляны.
Сооружение железнодорожного пути было сопряжено с огромными трудностями, с постоянной опасностью: трасса проходила по пересечённой местности через минные поля, в непосредственной близости от передовой линии фронта. Трасса непрерывно обстреливалась. Гитлеровцам, просматривавшим с Синявинских высот почти все строительство, удавалось разносить в щепы только что уложенные шпалы, поднимать в воздух рельсы. Но там, где не справлялась техника, справлялись люди. Они запрягались в сани из металлического листа, чтобы подвозить грунт и камни, кантовали огромные брёвна, работали среди льдов, по пояс в воде. Сделано было, казалось бы, невозможное – трасса длиной в 37 км была построена за две недели.
В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года со станции Волховстрой в город на Неве отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. За право повести этот состав соревновались несколько волховских бригад. Победила бригада машиниста И.П. Пироженко: помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар Антонов, главный кондуктор Ф.И. Кудрявцев, поездной вагонный мастер Ф.И. Богданов.
Ехали в темноте, поэтому во время загрузки угля топку прикрывали полами шинелей, чтобы не привлекать внимание отблесками огня. Поезд шёл медленно, подолгу стоял на станциях. На перегоне Междуречье поезд обстреляли, но, к счастью, ни поезд, ни железнодорожный путь не пострадали. Опасное место было благополучно пройдено, и вскоре поезд прибыл в Шлиссельбург. На станции Шлиссельбург собрались командиры железнодорожных бригад и спецформирований, метростроевцы, железнодорожники, местные жители.
Все ждали первый поезд с продовольствием из Волховстроя. Все разговоры велись только о нём, первом поезде в осаждённый Ленинград.
Праздником всего Ленинграда стал день 7 февраля 1943 года. Утром, в 10 часов 5 минут, к перрону израненного Финляндского вокзала подошел паровоз ЭУ-708-64, первый поезд из Волховстроя - с Большой земли. На локомотиве плакат: «Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду!» После полуторагодового перерыва Ленинград впервые принял поезд дальнего следования и вновь был соединён железнодорожным сообщением с другими центрами и районами нашей страны. С этого дня движение поездов по новой трассе стало ежедневным. За дорогой, сооружённой в полосе прорыва и действовавшей больше 15 месяцев, закрепились три названия: «Шлиссельбургская трасса», «дорога Победы», «коридор смерти». С начала строительства дороги и до июля 1943 года своим огнём противник свыше 1 200 раз разбивал железнодорожный путь и подходы к мостам, 18 раз он разбивал сами мосты, более 200 железнодорожников отдали здесь свою жизнь, но, несмотря на это, больших перерывов в движении поездов не было. Ленинград и фронт получали всё, что посылала страна.
В январе 1944 года коллективу фронтовой магистрали было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Сотни строителей и железнодорожников были награждены высокими правительственными наградами.
Жители Волховского района хорошо знают военную историю своего края, помнят о подвигах отцов и дедов, гордятся ими, свято чтят память солдат, отдавших во имя Победы свои жизни. На территории района находится более 20 воинских захоронений. Это самые почитаемые и святые места.