ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Тайны старой фотографии

Небольшая, старая фотография. Привет из далекого прошлого - нам живущим сейчас. Ничего особенного: 1947 год, черный борт буксира с названием "Мопр", его команда, 8 мужчин, простые, открытые лица. У каждого своя судьба, своя жизнь, но всех их объединяет родная земля, родная река, на которой они трудились.


Здесь, в прибрежных деревнях, родились они и длинная череда их предков, прошла их жизнь, за эту землю они воевали, отдавали свою жизнь. Но вот из памяти людской стираются их имена, а дальше все меньше будет свидетелей минувшего. Забвение, потеря памяти, а дальше это фото будет просто куском картона, годным только на свалку истории. И наша обязанность не дать умереть этой памяти, сохранить, по крупицам собирать свидетельства очевидцев.
Вот что рассказывает про те времена Виктор Алексеевич Ильин из деревни Пульница, 1926 года рождения:
- Когда началась война, мне было
13 лет, и хорошо помню, как уходили из села мужики на войну, ушел и мой отец, Алексей Андреевич, 1896 года рождения, тоже уроженец Пульницы. Молодые парни заменяли на работе ушедших. В навигацию
1942-ого пришла и моя очередь, к тому времени уже 15-ти летнего. Поздней осенью этого же года вернулся отец: комиссованный, покалеченный, которого не сразу и узнали - грязный, обросший, в лаптях, а вместо брюк рукава фуфайки обрезанные. После ранения и контузии добирался из госпиталя в Вятке своим ходом: где пешком, а где на попутках. Мать тут же всю одежду сожгла, а отца в бане трое суток отмывала, "выхаживала". В том же году ушел на фронт старший его брат-Валентин. Младший - Михаил, от фронта был освобожден по здоровью. Еще до войны, на сенокосе, ему покалечило ноги конной косилкой. Думали, останется инвалидом, но наши сясьстройские - главный врач Белов и хирург Чалов сделали чудо - собрали по кусочкам ему ноги. Но к строевой он был уже не пригоден. Капитаном в то время был Марк Егорович Дерягин, родом из деревни Подрябинье. Вместе с ним трудился подросток-сын, к сожалению имени не помню. Механиком там был Алексей Колюхов, а его два сына, Михаил и Александр - кочегарами, все из Пульницы.
"Мопр", как я помню, раньше был пассажирским пароходом, но затем его приспособили для буксировки, "отрезав" все лишнее. Но длина так и осталась излишней, и всегда были трудности при развороте, особенно в Колчаново. Работали посменно, таскали плоты с лесом на комбинат, в Новую Ладогу. Работа у кочегара не простая - поддерживать огонь, - а значит давление в котле. Все время в пекле. Отойти от котла невозможно, даже для того чтоб попить, а от той что была под рукой заболел брюшным тифом. Только поправился и меня еще 17-тилетнего забрали на фронт.
Шел 1943-й, Молоху войны нужны были новые жертвы. Блокаду уже прорвали и нас пацанов зеленых привезли на Фонтанку в Ленинград, а затем в Токсово, в запасной полк, где выдали обмундирование и, дождавшись "покупателей", распределили по частям. Попал в артиллерию, выдали противотанковое ружье. "Кривое ружье" почему то его называли. Части эти вначале бросили под Выборг, а после капитуляции финнов в эшелоны и под Нарву. Дальше, с боями, пошла Европа: Польша, Мазовецкий коридор, Штеттин. Удивительная память у Виктора Алексеевича, прошло столько времени, а он помнит, что воевал во 2-ой ударной армии (как и мой дед) Рокоссовского,108 стрелковый корпус,46-я Лужская, Ордена Суворова дивизия, командир генерал-майор Борщев,176-ой стрелковый полк, командир-полковник Семенов. Дошел до Берлина, награжден медалями "За отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией" и "Орден Великой Отечественной войны".
Демобилизовался в 1950 году из города Хагенов, что в Померании. Устроился на фабрику в Аврово. Женился на прекрасной Колчановской девушке Лидии Ивановне Селезневой, отстроили дом в Пульнице, родили и воспитали детей, дождались внуков, а затем и правнуков. В общем, живут достойной и честной жизнью. Дай им Бог здоровья. А "Мопр" продолжал свою непростую работу. Здесь же трудились комбинатские буксиры "Работник" и "Фролка" (интересное имя). Ходил пассажирский пароходик "Симферополь", у него был маршрут: Н. Ладога - Сясьстрой - Пульница - Реброво - Колчаново. А раз в месяц приходил теплоход.
Турбаза" - намного больше чем "Симферополь". О своем прибытии он извещал громким гудком, и местный народ знал: сегодня вечером будет кино. Его крутили в кинозале парохода.
…Маленький кусочек картона - старая фотография - она живая и красноречивая, надо только научиться слушать.