ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Отечественная война и комбинат

8 августа 1941 года начался демонтаж оборудования комбината в тыл страны. Уже 3 сентября отправили первый эшелон на Чепецкую эвакобазу Кировской области. С августа 1941 года враг стал наносить бомбовые удары по поселку и комбинату. 20 августа поселок Сясьстрой принял первых раненых воинов Красной армии в госпиталь при Доме культуры. 10 сентября ушли первые эшелоны с эвакуированными семьями в г. Чепецк.


В декабре 41-го года враг овладел Тихвином, прекратилась связь с "большой землей". Сясьстрой стал островом в бушующем огне войны. Расположение поселка вблизи Дороги жизни превратило его в одну из баз материального и продовольственного снабжения Ленинграда.
С 1941 по 1943 годы комбинат – база ремонта боевых машин и оружия по обеспечению войсковых частей Ленинградского фронта. Так литейный цех был превращен в базу Ладожской флотилии, где ремонтировали боевые катера. Сушильный цех – база 19 АРБ, здесь занимались ремонтом танков. В здании пожарной охраны размещалась база 26 САМ, где восстанавливали самолеты. В механическом цехе разместился филиал Ленинградского завода "Марти", в нем изготовляли боеприпасы и ремонтировали боевые машины.
В детском саду № 1, школе, больнице РУ № 2, поликлинике, в домах № 2 и № 4 по улице Кольцевой разместились госпитали, а всего в Сясьстрое их было 15.
Эвакопункт вначале занимал здание фабрики-кухни. Эвакуированные семьи ленинградцев проходили "обработку", а потом направлялись в тыл страны, на Пашу через Алеховщину, в обход Тихвина.
1 марта 1942 года на базе лесопильного завода (правый берег р. Валгомки) основали Сясьскую судоверфь. По заданию Государственного комитета обороны строили озерные баржи для перевозки военных грузов и эвакуации населения. Работы вел особый строительный батальон из числа рабочих вологжан и 900 жителей, взрослых и детей, оставшихся в Сясьстрое. Много раз судоверфь подвергалась бомбежкам вражеской авиацией.
Судоверфь на Сяси возникла за две недели. Не было возможности оснащать ее средствами механизации, да и негде их было раздобыть в ту пору. Работали вручную.
Судоверфь работала в три смены, иначе сборка барж не поспела бы к намеченному сроку. Всего рабочих с батальоном и подростками было около трех тысяч.
На место строительства верфи приезжали: уполномоченный Государственного Комитета обороны А. Косыгин, член Военного Совета фронта Н. Соловьев и др.
Несмотря на все трудности, коллектив судоверфи добился крупного успеха. В то время командиром батальона был Желнов, комиссаром – Кодымский. Директорствовал на верфи Сергей Иванович Шилейкис, главным инженером был Николай Александрович Кузнецов, главным механиком Ф. Эткин, парторгом Баскаков, начальником отдела кадров С. Тихомиров, главным конструктором Б. Еропкин, старшим электриком А. Подлесный, участник Цусимского сражения, авроровец.
За заслуги в годы войны более 500 работников Сясьского ЦБК удостоены высоких правительственных наград.
Многие труженики СЦБК по первому призыву ушли на борьбу с врагом и сложили свои головы за независимость своей Родины.
В настоящее время сясьстройцы участвуют в сборе средств на сооружение памятного мемориала в честь павших на полях сражений. Это будет святой памятью им от благодарных жителей нашего города.