ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Из глубины веков

В Сясьстройской городской библиотеке 16 мая прошла презентация исторической монографии «Сясьская легенда», написанной Евгенией Серафимовной Халтуриной. Евгения Серафимовна — человек в городе на Сяси небезызвестный: неуемной энергии нынешнего работника городской администрации, а ранее директора местного ДК хватает на многие начинания.

Она и скверы в городе разбивала, и молодежный совет создавала, и у истоков развития парусного туризма на Сяси стояла.
При этом в Сясьстрой, на свою малую родину, вернулась Евгения Серафимовна по историческим меркам времени не так давно, оставив за плечами многолетний стаж работы в Санкт-Петербурге на разных должностях. И вот новое увлечение, коим немало удивила земляков — история. А плод многомесячного труда — та самая монография с интригующим названием «Сясьская легенда». На презентации в библиотеке собрались около десятка участников женского клуба «Ольга», которые внимательно слушали повествование автора монографии о жизненном пути царевича Алексея, опального сына Петра1. Согласно общепринятым историческим документам, одна из троп этого пути привела царевича Алексея в деревню Сясьские Рядки, где он в 1716 году построил деревянный храм Алексея, человека Божьего, где жил все то время, пока строился храм, где снискал огромное уважение и авторитет у местных жителей, передававших из уст в уста, из поколения в поколение рассказы о пребывании царевича на Сяси. Но вот незадача — все эти факты вызвали глубокие сомнения у новоявленного историка.
«В краеведческом альманахе В.Астафьева «Тропинки в прошлое», «споткнулась» на фразе «…в 1716 г. Царевич Алексей Петрович построил в Сясьских Рядках церковь Алексея, Человека Божьего. Здесь же имелся его деревянный дворец». А так ли это?» - задаётся вопросом автор монографии. И далее в многостраничном исследовании пытается опровергнуть и сам факт пребывания Алексея в Сясьских Рядках, и его участие в строительстве деревянного храма, сгоревшего в 1807 году.
«В.Астафьев, рассказывая о Сясьских Рядках, сослался на книгу П.И.Челищева «Путешествие по Северу России в 1791 году». Перечитав её, нашла два раза упоминания о селе, - пишет Е.С. Халтурина. Привожу первый текст:
«…Проехавши десять верст, в 12 часов переезжали на плоту реку Сязь, которая шириною до осмидесяти сажен. На другой стороне сей реки по течению ее на левой стороне дворцовое село Сязь; в нем две церкви, одна каменная — Сретению Господню, строена от подаяния доброхотных дателей, другая деревянная — Алексею Человеку Божию, построена царевичем Алексеем Петровичем».
Однако содержание этой книги не является, по мнению автора монографии, неоспоримым доказательством описываемого в ней. Евгения Серафимовна считает, что места, описываемые Челищевым, всего лишь, цитирую: «Похожи на Сясьские Рядки».
«…В четырех верстах от деревни Босынги, в деревне Петра Ильича Нагина Короповой остановившись, поужинали и в половине девятого часа по полудни из нее поехали. От деревни Короповой отъехавши тридцать две версты, в деревне и погосте Сясьском-Успенском остановились в три часа по полудни. В проезд наш чрез оный погост в Соловки в нем мы не останавливались, а теперь в нем остановясь, в доме государственного крестьянина Алексея Потафьева обогрелись и для любопытства были во обеих церквах и по надписям в церкви Алексее Человека Божия узнали, что она построена в 716 году царевичем Алексеем Петровичем во имя его патрона, и как оная Сясьская, так и прочие по близости сего погоста деревни были, в его владении, здесь же имелся его деревянный и дворец. В Успенской и Алексеевской церквах отслушавши храмам молебен, при морозной с холодным ветром погоде поехали»- и этот отрывок из старинной книги Челичева опровергает Е.С.Халтурина. По мнению автора монографии, не мог царевич Алексей строить храм в 200 верстах от Петербурга, речь якобы идет о совсем другом строении, близ Стрельны в бывшем Копорском уезде. Что ж, любое мнение, а уж тем более труд человека, достойны уважения. Честь и хвала, или как говорит наша современная молодежь — полный респект человеку, который потратил немало времени на работу в архивах и чтение литературы, которая якобы опровергает признанный не только местными жителями, но и профессиональными историками факт пребывания царевича Алексея в деревне Сясьские Рядки, которая была пожалована ему Петром-1, будучи всегда дворцовым поселением. Только те, кто давно покоятся под каменными плитами Сясьскорядковского кладбища, могли бы рассказать истину. Мы еще вернемся к этому кладбищу, ведь именно на нем лежат потомки неизвестного историкам, но хорошо знакомого жителям дореволюционной деревни местного рода Царевниных. Существование этого рода равно как и рассказы, передаваемые из поколения в поколение его представителями, также можно считать легендой и вымыслом, как считает вымыслом само пребывание царевича Алексея в Сясьских Рядках Е.С.Халтурина. Был он на берегах Сяси или не был пусть рассудят профессиональные историки, для которых, возможно, представит интерес и монография Е.С.Халтуриной, как альтернативное общепринятому мнение. Но как быть с памятью тех, кто помнит рассказы предков? И надо ли развенчивать легенды? Очень поверхностно, на мой взгляд, автор монографии касается личных отношений царевича Алексея и его любимой женщины Ефросиньи Федоровой, которая бежала с ним заграницу в августе 1716 года и которая своими показаниями против царевича, данными Петру по возвращении, фактически отправила его на смерть? По общепринятым меркам считается, что это была крепостная девка Вяземского, учителя царевича Алексея, которую он якобы уступил тому в 1715 году, когда царевич не гнушался бурных возлияний. Возможно. Только этот факт также можно подвергнуть сомнению. Есть два документальных свидетельства тому. Первое — когда царевич Алексей, пытаясь выкупить свою любимую у Вяземского, запросил купчие на неё и её брата Ивана Федорова, их у помещика просто не оказалось. Это при тех то правилах во всем, в том числе и документах? Второе, когда современные историки проверили все списки крепостных Вяземского, никакой Ефросиньи Федоровой в них не было, не было и фамилии её брата Ивана. Ключевской и Соловьев, чей авторитет на научном олимпе сомнению не подвергаются, писали об этом. Но так и осталась тайной дальнейшая судьба Ефросиньи и её ребенка, которого они с царевичем ждали к маю 1718 года. С этим не спорит и Е.С.Халтурина. По официальным документам есть три версии дальней судьбы Ефросиньи Федоровой. И одна из них очень приближает нас к деревне Сясьские Рядки, хотя конкретное название деревни и не упоминается в документах. Видимо пора вернуться к продолжению легенды и описать события, которые после революции 1917 года не только боялись рассказывать очевидцы, но и старались глубоко скрыть все излагаемые ими же факты. Да так глубоко, что и у меня теперь доказательств еще меньше, чем у Е.С.Халтуриной, их фактически нет... Но если имеет право на существование версия Е.С.Халтуриной, возьму на себя смелость описать и вторую, которую неоднократно слышала от своего деда, а тот от прадеда и прапрадеда. И прапрадед Илларион и прадед Яков были не только хозяевами передаваемой по наследству харчевни, где кормили погонщиков лошадей, сплавлявших лес. Все они принадлежали к роду Царевниных. А царевной величали в Сясьских Рядках ту самую Ефросинью Федорову, которая непродолжительное время — до отправки за границу в августе 1716 года жила вместе с царевичем в Сясьских рядках. И тот самый храм деревянный строил Алексей, чтоб обвенчаться в нем с Ефросиньей. Но без отцовского благословления так и не решился на венчание, а предпринял попытку бежать за границу. Все, кому интересна эта тема, могут обратиться к множеству исторических и литературных источников, в которых описано, как беременная Ефросинья возвратилась в Россию вместе с Алексеем, как фактически предала его на допросах. В журнале Тайной канцелярии сохранилась запись именного указа Петра I: «Девке Офросинье на приданое выдать своего государева жалованья в приказ три тысячи рублев из взятых денег блаженные памяти царевича Алексея Петровича». Это самая большая денежная награда в истории сыска. По свидетельству Меера — одного из трех верных слуг Ефросиньи — она вышла замуж за офицера Петропавловской крепости, куда её заточили перед родами на время допросов и следствия по делу Алексея. Екатерина-1 после смерти Алексея вернула Ефросинье все её драгоценности, а царь Петр подтвердил, что ехать она может куда угодно. Дальше официально линия судьбы Ефросиньи прерывается. Но по той самой сясьской легенде, вместе с мужем, уволившимся со службы, имея три тысячи приданого, Ефросинья прибыла не куда-нибудь а в деревню Сясьские Рядки, где когда-то, пусть совсем недолго, но была безмерно счастлива с царевичем Алексеем. Кстати, если внимательно почитать исторические документы, фамилия этого офицера — некто Собакин. По преданию, он позже сменил неблагозвучную официальную фамилию, воспитал рожденного Ефросиньей сына царевича Алексея и было у них еще пять детей...И всех их величали в деревне Царевниными. На полученные от Петра деньги приобрели и обустроили они ту самую харчевню, купили лошадей для сплава леса. Допускаю, что что-то могло быть и не так, но поименно помню каждого и помню, как в детстве показывали мне на кладбище родовые могильные плиты. Надписи на них давно стерлись... Сразу после революции от преследования ЧК и НКВД представителей этого рода спасали женитьбы на своих домработницах. Прадед Яков, овдовевший к 1917 году, женился на кухарке на четверть века моложе себя, их дети — герои Великой Отечественной войны, до последнего дня тщательно скрывали происхождение, выдавая себя за род крестьян. На молодой гувернантке женился и мой дед. Только однажды слышала я от бабушки рассказ, что пришлось пережить ей на единственном допросе в ЧК. Лишь в конце семидесятых, рискую карьерой и партбилетом, своей родословной занялся известный в Сясьстрое человек, племянник моего деда, главный архитектор Сясьстроя Иннокентий Павлович Лебедев. Когда выяснил многие факты, оказался... в психиатрической больнице. Спасло блестящее образование — две академии, оконченные с отличием. Он был последним, кто рассказывал мне о царевиче Алексее...
Если допустить, что опального сына Петра1 никогда не было в Сясьских Рядках, значит на этот счет заблуждались пять поколений одной семьи? Или теперь это уже неважно? Впрочем, как признаёт автор монографии «Сясьская легенда», исследование истории деревни на Бархатном бугре еще продолжается...