ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Крест поставить в церкви»

Среди храмовых святынь Новой Ладоги когда-то был «осадный крест», с которым связано чудесное спасение в 1701 году отряда из 400 новгородских и ладожских стрельцов, осажденного шведами в селении Сари (ныне - с. Шум).
Каменный Климентовский собор (1153-1156) и Спасская церковь (1159-1161) в Ладоге (Старой Ладоге) к 1618 году были разрушены шведами. Деревянные церкви, построенные в конце XVII века на их месте, в 1703-1704 годах по Волхову перевезли в Новую Ладогу, где потом разобрали «за ветхостью».


«Рачением» ладожского купца Д.И. Константинова и «прочих доброжелателей» в Новой Ладоге в 1741-1743 годах была выстроена каменная церковь во имя свщмчч. Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского. По распоряжению архиепископа Дмитрия (Сеченова) для церкви написали новые образа (1761), в 1810— 1830-е годы обновили сломанный деревянный шпиль колокольни и весь храм. Приход в 1873 году посетил митрополит Исидор (Никольский). После его визита церковь отремонтировали и по проекту К.В. Фортунатова в 1874-1878 годах пристроили высокую колокольню с купольным завершением и шпилем, которую освятил епископ Гермоген (Добронравии). Художник Колчин написал иконы для иконостаса, по эскизам Фортунатова на пожертвования купца Н.Ф. Кулагина украсили живописью стены и потолки (1896).
Рядом с Климентовской церковью еще в 1756-1765 годах на средства местного купца С. Третьякова была возведена каменная зимняя (теплая) церковь Спаса Нерукотворного Образа, с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Спасская церковь некоторое время служила полковым храмом Суздальского пехотного полка, которым командовал А.В. Суворов. Когда полк прибыл на квартиры в Новую Ладогу, церковь стояла недостроенной, поэтому суздальцы вымостили в ней пол и сделали оконницы.
Прихожане особо почитали древний образ свщмчч. Климента, частицы от гроба вмц. Варвары, Евангелие 1677 года и явленный «осадный крест». Икона-складень Животворящего креста с частицами мощей помещалась в серебряном окладе. Обложенный серебром «осадный крест» (длиной 30 см) был украшен драгоценными камнями и жемчугом. У креста, вставленного в центр складня, находились изображения Солнца, Луны, двух ангелов, предстоящих Богоматери, свв. Иоанна, Марии Магдалины, Логина Сотника, у основания креста - свв. Бориса и Глеба, вокруг-Тихвинской Богоматери, Благовещения и Страстей Христовых, на створках - изображения других святых.
Внизу под складнем в 1870- е годы сделали новую медную пластину с пояснительной надписью, но почти та же надпись была и на самом «осадном кресте»:
«1701 году, по указу великаго государя, царя и великаго князя Петра Алексеевича, всей Великия и Малыя и Белыя России самодержица, посыланы были на службу его великаго государя, из Великаго Новаграда, новгородских полков капитаны и с белогородскими стрельцами, в город Ладогу, и по наряду и по памяти от ладожскаго воеводы велено итти им из Ладоги к немецкому свейскому рубежу, к Лавуйской и Курыхановской заставам, и по указу великаго государя, приехал в город Ладогу князь Григорей Путятин, с ратными конными людьми и велено им капитаном с белогородскими и ладожскими стрельцами быть у него Григорья в полку и велено ему Григорью итти с ратными людьми в село Сару, и в том селе свейския люди осадили новгородских полков капитанов, с белогородскими и ладожскими стрельцами, всех четыре ста человек, и в селе Саре как стрельцы сидели в осаде, гекваря в 21 числе явление было честнаго креста ладожскому стрельцу Иоанну Васильеву.
Прешед бо к нему некий человек, и благословляет его крестом и велел сказать начальным людям и всем ратным, и без боязни сидеть и крест велел им взять с горницы и с собою вынести изо- саду и поставить в церкви и тот крест вынесть. Второе явление во сне ладожскому конному казаку Петру Лосовикову: генваря 24 дня явишася святый мученик Феодор Стратилат и Феодор Тирон и Георгей со крестом и Димитрий и рекоша, что де вы спите, неприятельские люди зажгли, а оне неприятели привезли щит и конюшие на девяти санях и зажгли и, святых мученик заступлением от огня невредимы было, и около села Сары было немецких людей пять т'ысяч и больше, да четыри с ними пушки, да верьховая мазжера (мортира. - Ред.), а боев и приступов 12, а во оса¬де были 11 дней, генваря с 17 числа по 27 число, и помощиею Божию и покровением пресвятыя и чудотворныя иконы Тихфинская прошли ни кем ратуемы» (шведы отступили без боя. - Ред .).
Сарский «осадный крест», описанный известным ученым Н.И. Репниковым в 1914 году, находился в Климентовской (или Спасской) церкви до 1920- х годов, а затем бесследно исчез, как и другие святыни. Деревянные позолоченные иконостасы храмов с иконами «хорошей живописи» были уничтожены, только в Климентовской церкви уцелели фрагменты настенных росписей. В 1930-е Климентовскую церковь переоборудовали под кинотеатр, после в ней и в Спасской церкви размещались разные заводы. Теперь оба здания пустуют и разрушаются...


(Источник: Газета «Ладога». 18.04.2014)