ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Маруся, мы идём в ночь в атаку»

«Маруся, мы идём в ночь в атаку»75 лет прошло с того дня, как началась самая жестокая война - Великая Отечественная, 71 год – ликующего Дня Победы в ней. Наша память об этих событиях – дань преклонения перед защитниками Отчизны. Солдаты Великой Отечественной войны отстояли свободу и независимость нашей родины, и они не должны быть преданы забвению. 


До сих пор внуки, правнуки погибших разыскивают своих родственников, ищут сведения: где воевал, как погиб, где захоронен. Какое же неописуемое чувство испытываешь, когда одна из фамилий на плите братского захоронения становится для кого-то самой дорогой историей семейного архива, местом, куда можно приехать поклониться.
Одна из таких историй случилась в Волхове. Шесть лет назад друг нашей редакции, соавтор программы «Мы» на радио «Волхов-Ви-Эф-Эм» Аида Каипова помогла семье из Подмосковья найти место захоронения их родственника – солдата Великой Отечественной войны Василия Григорьевича Кулепова.
Приехали поклониться святой могиле, где захоронен красноармеец, его внучка Надежда, правнучки Татьяна и Светлана. После Новооктябрьского братского захоронения Аида Каипова и гости из Подмосковья встретились с ведущей радиопрограммы «Волхов-Контакт» Галиной Михайловой и рассказали историю своей встречи.
Внучки солдата признались, что в Волхов приехали впервые, и город им понравился. Ещё на вокзале гостей охватило необыкновенное ощущение. «Когда вышли из поезда, появилось чувство, что мы здесь бывали очень-очень давно. Здесь покоится наш дедушка, и будто все наши родные, которые уже умерли, приехали к нему вместе с нами», - делится Надежда.
До войны Василий Григорьевич Кулепов работал председателем колхоза «Красная заря» в деревне Боровково Серебряно-Прудского района Московской области. У него было пятеро детей, последний родился первого мая 1941 года.
Историю прадеда внучкам сегодня мало кто расскажет. Ещё живы две его дочери: одной – 90 лет, второй – 88. Но, когда Татьяна и Светлана писали школьные сочинения, бабушка делилась с ним воспоминаниями о том, как жила их деревня в годы войны. Как было тяжело им, ещё девчонкам, которым наравне со взрослыми пришлось работать в тылу, рыть окопы для обороны Москвы.
Советские войска освобождали Серебряные Пруды с 1 по 9 декабря 1941 года. Бабушка вспоминала, как среди ночи услышала стук в дверь. Дома она, пятеро детей и сосед без ноги, из-за этого его не взяли на фронт. Бабушка открывать не стала, но сосед сказал: «Маруся открывай, это наши».
Действительно, наши. Просились переночевать. Улеглись на пол, прошептали: «Завтра мы в три часа пойдём на Серебряные Пруды, освобождать. Не знаем, освободим или нет. Если будет две ракеты – красные – то собирайте вещи и уходите. Если увидите три красных ракеты, значит, освободили».
В три утра они встали и пошли на Серебряные Пруды. «Где-то в полпятого слышат – бой идёт. Смотрят – одна ракета… Вторая… Третья… Ну, всё. Они разобрали вещи и остались дома. Тогда моей маме было 14 лет», - рассказывает Надежда.
Первое и последнее письмо от Василия Григорьевича семья получила 18 августа 1941 года из Вышнего Волочка. В письме он писал: «Маруся, мы идём в ночь в атаку. Береги детей». Потом пришла похоронка, что дед погиб на Волховском фронте 2 ноября 41 года.
Старшая дочь В.Г. Кулепова отправляла запросы в 1946 и в 1954 годах. Ответ приходил один: «Погиб на Волховском фронте». Где похоронен Василий Григорьевич, дети так и не узнали. Они хотели съездить на его могилу.
Только в 2010 году, когда был создан сайт «Мемориал», уже внуки и правнуки узнали, что красноармеец погиб от ран и захоронен на Новооктябрьском кладбище в Волхове.
«Мы понимали, что это достаточно далеко от Подмосковья. Нужно было конкретнее всё разузнать. Пробовали найти дополнительную информацию в Интернете, но ничего не получилось. Однажды, в декабре 2010 года я увидела фотографии надгробных плит с пофамильными списками, среди них и нашёлся дедушка. Эти снимки в сети разместила Аида Дамировна», - вспоминает Татьяна.
Но тут разговор перехватила сама А. Каипова: «Однажды пришло сообщение: «Здравствуйте, Аида. Я нашла по вашей фотографии место, где похоронен мой прадедушка». Это писала Татьяна. Я ответила, что если память в семье жива, то я провожу их к месту захоронения».
Тогда в силу разных житейских причин встреча не состоялась. Надежда, Татьяна и Светлана хотели совершить поездку к могиле своего солдата втроём, каждый год собирались, и каждый раз одной из них уехать из дома не позволял ряд обстоятельств.
Спустя 6 лет Аида Каипова получила ещё одно сообщение от Татьяны: «Аида, мы с вами переписывались в 2010 году. Мы собрались. Мы едем». «Стало очень приятно, что люди всё-таки нашли в себе силы. В результате мы встретились», - улыбается соавтор радиопрограммы «Мы».
В ходе беседы Аида Каипова рассказала свою историю, объясняющую, как фотографии могильных плит Новооктябрьского захоронения попали в сеть Интернет.
Эта история началась в 2008 году. «Один из моих знакомых упомянул, что на Синявинских высотах во время войны погиб дедушка. Понимая, что приехать этой семье вряд ли удастся, потому что далеко и дорого, я решила съездить на высоты сама и посмотреть, нет ли фамилии погибшего родственника на надгробных памятниках. Приехав, обнаружила, что плит очень много, фамилий на них – ещё больше», - вспоминает А. Каипова.
Чтобы перечитать сотни фамилий, расположенных к тому же не в алфавитном порядке, пришлось бы потратить несколько часов. Тогда Аида Каипова стала фотографировать плиты, чтобы уже дома, не спеша и внимательно, их просмотреть.
«Нужную фамилию на снимках найти не удалось. Тогда мы поехали по местам боёв воинского подразделения, в котором он служил. Неожиданно для себя я втянулась в эту информационную систему: поисковые отряды, ссылки на сайты и на литературные источники по обороне Ленинграда», - объясняет А. Каипова.
Этот поиск оказался безрезультатным. Наша коллега написала знакомым, что, либо их родственника хоронили не здесь, либо его похоронили безымянным, в случае чего семья может обратиться в военкомат и получить разрешение на установку плиты с именем погибшего солдата. Вроде бы, на этом поиски и завершились, но было жалко убирать в стол несколько сотен фотографий.
«Тогда я сделала небольшой сайт, где разместила все снимки. Потом произошло то, чего невозможно было ожидать - мне начали писать люди, которые находили на этих фотографиях фамилии своих героев. Сейчас, конечно, есть официальный сайт, где можно увидеть снимки надгробных плит всех памятников России. Но тогда его ещё не существовало, и некоторое время я этим занималась, часто сидела в Интернете по ночам. Тогда и пришло первое письмо от Татьяны», - рассказывает соавтор радиопрограммы «Мы».
Аида Каипова верит, что у этой истории будет продолжение. Есть один молодой человек, который нашёл знакомую фамилию на фотографиях и время от времени присылает сообщения, но приехать пока не может. «Я очень рада, что теперь смогу сказать ему о семье, которая несмотря ни на что собралась и приехала. Такие примеры очень заразительны!», - делится коллега.
В свою очередь, гости из Подмосковья от всего сердца поблагодарили небезучастную, неравнодушную Аиду Каипову, которая сыграла большую роль в судьбе других людей, и как рада она, что хотя бы у этой семьи получилось отдать дань памяти своему деду, прадеду. А ведь и у Татьяны, и у Надежды есть дети, которые продолжат рассказывать о Василии Григорьевиче. На том и стоит, наверное, воспитание патриотизма, память поколений.
Впрочем, и тут у Аиды Каиповой свой взгляд, своё видение, поэтому разговор с радиоведущей Галиной Михайловой закончился несколько неожиданно. Оказалось, что в этот день гости успели побывать в музее Волховского поискового отряда «Пересвет», экспозиция которого самодеятельная, но очень богатая.
«Спасибо большое всем участникам отряда «Пересвет», ведущим эту деятельность, не смотря на работу, семьи. Мне бы хотелось попросить городские власти о поддержке таких начинаний», - обратилась наша коллега. Поисковики, в силу своей занятости, не могут сделать режим работы музея ежедневным». Но, по мнению А. Каиповой, частое посещение экспозиции местными и приезжими было бы полезно для самого города.
«В экспозиции представлены реальные, найденные поисковиками предметы, в том числе очень много личных вещей конкретных людей. На мой взгляд, эту деятельность надо продолжать при поддержке властей. Хорошо ещё добавить сюда краеведческую работу, которая, в общем-то, ведётся отдельно на базе каждой городской школы. Соединить весь накопленный опыт, сведения о волховской земле в годы войны, сделать одну большую общую экспозицию – это было бы просто замечательно», - заключила Аида Каипова.


Подготовила Валентина НОВИКОВА
Материал размещён по заказу комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленинградской области