ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Суда пошли через шлюз

Суда пошли через шлюзКак известно, еще в конце XIX века русские гидротехники разработали и предложили несколько проектов по использованию водных сил и упорядочению водных путей, которые тогда не нашли своего применения. 

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года новая власть придала большое значение гидротехническому развитию страны: большевики заявили о намерении электрифицировать Россию. Они понимали, что восстановление, развитие, модернизация и индустриализация страны - это вопрос жизни и смерти государства.
Первым результатом работы в этом направлении стала Волховская ГЭС - первенец советской гидроэнергетики. Первый проект ее строительства был разработан в 1912 году по заказу Управления внутренних водных путей. Авторы, инженеры Е. Палицын и Г. Графтио, предлагали строительство на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла, Е. Палицин проработал конструкцию плотины и шлюза, а Г. Графтио - электротехническую часть. Но в силу многих причин воплощение проекта было отложено на неопределённый срок.
В 1914 году Генрих Графтио модернизировал проект ГЭС под более мощные вертикальные турбины. Вместе с тем, тщетно пытаясь в течение ряда лет продвинуть вопросы гидростроительства на Волхове, Свири и других водных артериях Северо-Запада, он постоянно сталкивался с пассивностью и равнодушием властей. И вот всё изменилось...
Сооружение Волховской ГЭС было одним из первых и главных пунктов ленинской программы электрификации. Уже в декабре 1917 года В. И. Ленин предпринимает ряд конкретных шагов по развертыванию строительства. Позже Г. Графтио об этом вспоминал: "Примерно в декабре 1917 года ко мне на квартиру приезжал Смидович с предложением доложить о возможности осуществления запроектированной мною Волховской гидростанции. Я сразу и охотно согласился. В январе 1918 года по поручению Владимира Ильича я составил смету. 14 июля 1918 года меня вызвали в Москву, в Совнарком, где рассматривался вопрос о Волховстрое. В 1919 году мы построили на Волхове бараки для рабочих, материальные склады и другие самые необходимые сооружения".
В 1918 году решением Совета народных комиссаров РСФСР была создана строительная организация "Волховстрой". Спустя год началось сооружение станции, приостановленное затем из-за Гражданской войны. В сентябре 1921 года постановлением Совета по труду и обороне РСФСР строительство ГЭС было включено в план ГОЭЛРО и признано проектом исключительной государственной важности; указывалось, что данный объект поможет решить вопрос с электроснабжением Петрограда и положит конец затянувшемуся топливному кризису, а потому соответствующим органам было поручено оказывать всяческое содействие Волховстрою.
Строительство велось с перерывами восемь лет, завершилось в декабре 1926 года. В результате героических усилий рабочих уже в июле 1926-го была начата эксплуатация шлюза новой ГЭС, что позволило открыть сквозное судоходство на реке Волхов. К декабрю завершили монтаж четырех главных генераторов, восьми главных и двух вспомогательных турбин. Открывали ГЭС торжественно, при участии представителей правительства СССР. Однако подача электроэнергии ленинградским заводам началась еще до официального пуска - с 5 декабря 1926 года. В течение следующего года ГЭС набрала расчетную мощность в 58 МВт, в том же 1927 году ей присвоили имя Ленина.
Один малоизвестный факт. Четыре из восьми установленных на станции турбоагрегатов были изготовлены ленинградским заводом "Электросила", что стало началом отечественного гидро-энергомашиностроения.
Ввод Волховской ГЭС позволил решить проблему энергоснабжения в Ленинградской области. Поднявшийся за счет плотины уровень воды не только затопил 10 тысяч гектаров сельхозугодий, но и скрыл знаменитые и опасные пороги, а постройка шлюза обеспечила безопасное судоходство на всем протяжении реки.
В последующие годы мощность постепенно увеличивали, и к началу 40-х она составила 66 МВт. При подходе к городу линии фронта в сорок первом году оборудование Волховской ГЭС демонтировали и вывезли. К счастью, фашистам не удалось захватить этот стратегически важный объект, и осенью 1942 года, когда обстановка несколько стабилизировалась, три гидроагрегата были вновь смонтированы и введены в эксплуатацию. Кроме того, по дну Ладожского озера проложили кабель, и с этого момента Волховская гидроэлектростанция стала играть исключительно важную роль в электроснабжении блокадного Ленинграда. Параллельно с этим шли работы по доведению мощности этого объекта до довоенных показателей, чего удалось достичь к октябрю 1944 года. Полное восстановление ГЭС было завершено в 1945 году. В последующие десятилетия Волховская гидроэлектростанция действовала бесперебойно, и в 1966 году за созидательный труд ее коллективу был вручен орден Трудового Красного знамени.
К сказанному можно добавить, что в1978 году режиссёром Геннадием Казанским на киностудии "Ленфильм" был снят биографический художественный фильм "Инженер Графтио", в котором показана история строительства Волховской ГЭС, а художник И. Бродский пополнил советское искусство полотном "В.И. Ленин на фоне Волховской ГЭС". Сегодня наш первенец ГОЭЛРО - одна из интереснейших индустриальных достопримечательностей Волхова.