ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Петровский или Ладожский канал

Петровский или Ладожский канал4 апреля 1719 года царь Петр I лично начал строительство Ладожского канала, ставшего крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века. 

Царь Петр I был великим реформатором во всех сферах жизни. Общеизвестны его военные и государственные нововведения, но не меньшую важность в русской истории сыграли его реформы в сфере транспорта и логистики. Именно Петр I впервые организовал единую транспортную систему, связавшую большую часть России — от Уральских гор по реке Каме до Волги, и далее по волжским притокам и озерам северо-запада страны до основанного на Балтике столичного Санкт-Петербурга.

До эпохи железнодорожного транспорта во всех странах на суше главными транспортными артериями были реки и искусственные каналы. Все иные транспортные средства — лошади, телеги, сани, кареты и т.п. — лишь дополняли их, существенно уступая в грузоподъемности. Например, в XVIII веке самая распространенная на Волге малая речная барка с экипажем в несколько человек брала 3 тысячи пудов груза — на дороге этот груз занимал свыше сотни подвод, то есть требовал не одну сотню лошадей и не менее ста человек. Обычная грузовая лодка на Волхове поднимала чуть более 500 пудов, легко заменяя двадцать телег.

Поэтому царь Петр приложил немало усилий для соединения русских рек системой каналов. Уже в 1709 году заработала Вышневолоцкая водная система, когда каналами и шлюзами связали реку Тверца, приток верхней Волги, с рекой Цной, по которой уже идет непрерывный водный путь через озеро Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру и реке Неве до Балтийского моря. Так впервые появилась единая транспортная система от Урала и Каспия до стран Западной Европы.

Эта первая в русской истории единая водная транспортная система в XVIII столетии позволяла удобно торговать со странами Европы металлом уральских заводов, транзитными товарами из среднеазиатских стран с берегов Каспия, дарами самой великой реки Волги и многими иными товарами, которые было можно доставить по водам многочисленных рек центральной России.

Но у этой транспортной системы было одно «узкое место» — Ладожское озеро. Особенности Ладоги таковы, что даже в XX веке и в наши дни штормы и волны на этом огромном озере регулярно создают проблемы для судов. Шторма на Ладоге бывают опаснее морских, так как ладожская волна высокая (до 6 метров), но «короткая», крутая или «ломкая», как говорят моряки. При резких порывах ветра такая ладожская волна опасна даже современные морских судов.

Тем более сложная гидрография Ладоги была опасна для парусных судов и лодок прошлого. Этот участок единой водной системы являлся одним из самых трудных и опасных, частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В одном из указов царя Петра I в 1718 году было сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере… Одним сим летом с тысячу судов пропало…»

В итоге царь Петр решил создать канал, позволявший речным судам с грузами безопасно обойти Ладожское озеро вдоль его южного берега. Длина канала по проекту составляла 111 километров – таким образом задуманный искусственный водный путь становился крупнейшим гидротехническим сооружением Европы на начало XVIII века. Канал начинался около города Новая Ладога на реке Волхов и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет своё начало из Ладожского озера.

Карта канала Императора Петра Великого. Фото: Johann Elias Grimmel/Wikipedia.org

Для строительства канала планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проекта канала были сделаны лично Петром I.

Работа по строительству началась 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1719 года. Здесь великий царь-реформатор так же приложил свою руку – Петр I лично наполнил землей первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины.

В эпоху ручного труда такое огромное сооружение потребовало более 10 лет непрерывных работ. Царь неоднократно лично инспектировал ход строительства. В октябре 1724 года он проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал, который его современники называли Петровским, а в наше время именуют Староладожским.

К моменту смерти царя Петра I на сооружении канала трудились 7 тысяч вольнонаемных работников и 18 тысяч солдат регулярной армии. Это была одна из крупнейших строек петровской эпохи, уступавшая по размаху и объему работ лишь строительству Петербурга и Кронштадта.

Создание канала было окончательно завершено к концу 1730 года, и уже весной следующего года была открыта первая безопасная навигация мимо Ладоги. Так начатый 4 апреля 1719 года лично царем Петром I крупнейший в Европе канал стал важнейшей транспортной артерией России вплоть до середины XIX века, когда пришла эпоха железнодорожного транспорта.

Русская Планета