ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Население забирает в банках последние деньги

Население забирает в банках последние деньгиНаселение снимает деньги с депозитов и дебетовых карт, спасаясь от кризиса. Доходы упали, расходы выросли, хором говорят Росстат и Минэкономразвития. Но в Центробанке и банках считают, что люди с начала года просто путешествуют и покупают подарки.
В январе начался отток вкладов физлиц. Коммерческие банки и ЦБ объясняют это сезонным фактором и постновогодним стремлением к отдыху и покупкам. Статистика Росстата и самого Центробанка противоречит этим утверждениям. Падение доходов ускорилось, свободных денег стало меньше, обороты по банковским картам упали на 30 – 40%.

Общая сумма средств физлиц, лежащих на рублевых, валютных депозитах и на дебетовых картах, в Сбербанке сократилось на 333 млрд рублей (на 3,1%), в Альфа-банке — на 21 млрд (3,4%), в «Открытии» — на 8,3 млрд (3,4%), в «России» — на 1,5 млрд (3,6%).

Также уменьшился объем денег физлиц в ВТБ24, Банке Москвы, Райффайзенбанке и во многих петербургских кредитных организациях — в «Санкт-Петербурге» (1%), БФА (3%), Балтинвестбанке (6,4%), Балтийском банке (7,8%), Горбанке (13%), «Викинге» (14%) и «Объединенном капитале» (16%).

Как заявлял на прошлой неделе первый зампред Центробанка Алексей Симановский, в январе вклады во всех российских банках сократились на 1,8%. Если применить эту цифру к данным ЦБ по рублевым и валютным вкладам, можно посчитать, что клиенты забрали с депозитов 418,6 млрд рублей, не считая средств на дебетовых картах. Без учета январского роста доллара и евро (который искусственно увеличивает рублевую сумму валютных вкладов) отток вкладов составил 2,7% (около 629 млрд рублей), говорил Симановский.

«В январе так часто бывает, — пояснял Симановский. — Вообще в январе люди ездят, покупают, поэтому и отток».

Однако не совсем ясно, почему жители России в январе вдруг стали ездить и покупать, если даже в декабре, в преддверии Нового года, их расходы оказались значительно скромнее, чем в прежние годы. Это произошло из-за «снижения реальных доходов населения, ограничения потребительского кредитования и, как следствие, ухудшения финансовых настроений граждан», говорится в годовом отчете Минэкономразвития.

Так, например, повседневные траты населения в декабре 2015-го выросли лишь на 19,4% в сравнении с ноябрем (для примера: в декабре 2012-го они поднялись на 24%). А жители Петербурга в декабре принесли предприятиям розничной торговли на 18,3% меньше декабря 2014-го — 112 млрд рублей (за вычетом инфляции). Не говоря уже о том, что объем туристических услуг петербуржцам (по России данных нет) сократился в январе на 25%.

Отметим также, что у всех без исключения 20 крупнейших банков страны в январе резко упал показатель оборота по дебетовым картам. Сумма входящих и исходящих платежей сократилась в среднем на 30 – 40% у каждого из них. В Сбербанке — на 43%, в ВТБ24 — на 26%, в Альфа-банке — на 39%, и т. д. Это также противоречит идее о том, что в первом месяце в году люди тратили деньги на путешествия и покупали подарки.

В Альфа-банке, тем не менее, считают главной причиной оттока то же, что и Симановский: январский отдых и покупки. Кроме того, говорят в кредитной организации, в декабре подошел к концу срок большого количества вкладов, которые в декабре 2014 года клиенты открывали в банках по высоким ставкам. «Мы [тоже] ожидали отток части этих средств, так как сейчас уже нет того уровня ставок, которые были в прошлом году. Но в итоге этот фактор оказал даже меньшее влияние на отток, чем мы прогнозировали: большую часть [ушедших] средств клиенты переразместили в новые депозиты и накопительные счета», — сообщили «Фонтанке» в Альфа-банке, отметив, что в феврале ожидают приток вкладов.

Представитель ВТБ24 по СЗФО Иван Макаров пояснил, что после новогодних трат некоторые вкладчики стали изымать со счетов часть накоплений, плюс в январе традиционно наблюдается маленький спрос на открытие новых депозитов. Это, в частности, и привело к оттоку. А те клиенты, которые забрали прошлогодние вклады, открытие по высоким ставкам, взяли паузу. «Этим людям необходимо время, чтобы осознать произошедшие за год изменения на рынке вкладов и привыкнуть к иному уровню процентного дохода», — говорит он.

Объем вкладов в российских банках, по данным ЦБ, неуклонно рос на протяжении всего 2015 года и к Новому году увеличился на почти 4,6 трлн рублей – до 23,3 трлн: рублевые вклады выросли на 2,6 трлн, валютные — на 1,9 трлн. Финансовые чиновники объясняли это тем, что граждане перешли от потребительской модели поведения к сберегательной. В годовом отчете Минэкономразвития и вовсе отмечалось, что люди перешли в разряд «наблюдателей за торговым процессом», обвалив годовую выручку розничной торговли на 10%.

Экономисты уже обращали внимание на то, что идея перехода граждан к сберегательной модели поведения, которую правительство внушало себе на протяжении всего предыдущего года (исходя из роста объема вкладов), нужна ему прежде всего в качестве успокоения: мол, деньги у населения не закончились, оно просто их копит. Однако это убеждение выглядит сомнительно, если открыть отчет Агентства по страхованию вкладов за первое полугодие прошлого года. Из него следует, что вклады росли в основном за счет миллионеров: депозиты размером 0,7–1 млн выросли на 16,2%, размером более 1 млн — на 17,8%. При этом вклады суммой 100 – 700 тыс. не изменились вовсе, а депозиты суммой менее 100 тыс. сократились на 3,6%.

Таким образом, переход к сберегательной модели если и был, то совершили его состоятельные слои населения, а все остальные в 2015-м экономили и снимали с вкладов последние деньги. Теперь, в январе, ситуация стала еще хуже: реальные располагаемые доходы населения (которые остаются после уплаты всех обязательных платежей), по данным Росстата, сократились на 6,3% в сравнении с январем 2015 года и на 52,2% в сравнении с декабрем. То есть свободных денег, которые можно потратить, в первый месяц нового года у людей стало в полтора раза меньше, чем в декабре, в котором, несмотря на тринадцатые зарплаты и новогодние премии, располагаемые доходы тоже сократились на 0,8% (в сравнении с декабрем 2014-го).

На фоне проблем российской экономики некоторые специалисты предрекают самые дурные последствия. Давний политический оппонент российской власти – американский миллиардер Джорж Сорос считает, что в 2017 году в России настанет дефолт из-за больших объемов выплат по внешнему долгу в этому году. Исследователи ВШЭ предполагают, что, если так пойдет и дальше, через год-полтора могут начаться массовые протесты, так как негласный договор между властью и обществом, по мнению этих экспертов, заключается в том, что население не лезет в дела властей, а его уровень жизни постоянно растет.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»