ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Песня существовала всегда

Песня существовала всегдаОсновоположником авторской песни обычно считают Булата Окуджаву и для 60-х годов это, пожалуй, верно. Но если мы заглянем подальше, в нашу раннюю историю и даже в античные времена, то немедленно убедимся, что авторская песня существовала всегда. Задолго до появления печатных станков и даже письменности. Именно она легла в основу всех форм современной литературы.

Возможно, самым древним автором, упомянутым в литературе, а значит, и первым основоположником авторской песни, был библейский царь Давид. При этом изустное творчество неизменно было связано со струнными инструментами арфой, гуслями, сазом, гитарой. Музыкальное сопровождение древних авторов, видимо, было несложным. Что касается нашей отечественной истории, то одним из прародителей авторской песни можно считать легендарного Баяна или не менее известного Садко. Вот уж этот-то, по видимому, был и впрямь самодеятельным автором, так как по основной своей профессии работал в системе "Внешторга" Древнего Новгорода, а песни сочинял явно"идейно невыдержанные",что и привело, если верить былинам, однажды к тому, что реакционная боярская администрация вытолкала с пира взашей.

В воспоминаниях знаменитой подруги Пушкина Анны Петровны Керн есть фраза: "Пушкин ,прогуливаясь со мной по окрестностям Тригорского, напевал мне свои стихи на собственные мелодии своим сильным и звучным голосом. "Вот и получается, что основоположником авторской песни в России был Пушкин.

Пение на Руси всегда было в моде. Рассказывают, что кто-то из друзей Сергея Есенина, возможно Анатолий Мариенгоф, как то сказал ему за столом: "Сережа, зачем ты песни пишешь? Пиши лучше стихи. Стихи у тебя  - замечательные, а песни - пошлые". На что Есенин, поставив на стол стакан с недопитой водкой, заявил: "В России, что бы тебя знали, надо песни писать. А то так Пастернаком и помрешь". Если все это так, если авторская песня возникла еще в ранней истории человечества, возможно еще до существования письменности, как же получилось, что она вновь появилась в нашей стране в середине 20-ого века? Ну, Средние века - это понятно: из-за низкого уровня письменности, отсутствия радио, телевидения, печати, единственной формой песенного общения было изустное. Но теперь-то все это есть! В том то и дело, что 60-е и 70-е годы, которые теперь называют "Эпохой застоя", все эти могучие средства, находящиеся под строгим контролем государства и партийной бюрократии, для настоящего искусства были закрыты. И народ, со свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам общения. Правда, не совсем. С появлением и развитием магнитофонной техники в нашей стране наряду с "самиздатом" появился " магнитофониздат". И за то и за другое еще в Брежневские времена давали тюремный срок. Что же касается конца 50-х, то важным событием в стране,  послужившим стимулом для появления авторской песни, явился приезд в 1956 году знаменитого французского киноактера и шансонье Ива Монтана. Исполнявшиеся им песни сразу же буквально облетели всю страну и вызвали массу подражаний. Булат Окуджава не раз говорил, что приезд Монтана побудил его взяться за гитару. Большую роль в становлении авторской песни сыграли такие авторы как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Юрий Визбор, Александр Дольский, наш земляк (просто хочется так сказать) Юрий Кукин. При распаде единого политического, экономического и культурного пространства на просторах бывшего Советского Союза авторская песня из "неподцензурного" и крамольного искусства 60-х превратилась в одно из последних немногих средств объединения людей, борьбы за души следующего поколения, разъедаемые наркотиками, национализмом и криминалом. Если раньше ее основой было свободное дыхание в несвободной стране, то теперь она старается отстоять те немногие духовные ценности, которые еще сохранились в людских душах.

С. Костыгов-Пугачев