ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Приговоренные к молчанию

Приговоренные к молчаниюСобор Рождества Пресвятой Богородицы вместе с колокольней составляют одно из I доминирующих архитектурных и исторических мест в Новой Ладоге. До 1704 года здесь находился Николо-Медведицкий монастырь. В нём имелось два каменных храма - соборный и трапезный. Монастырский Никольский собор стал городским с основания Новой Ладоги.
В 1733 году бывшую трапезную  палату превратили в двупрестольную 1 зимнюю церковь. Трапезный храм св. Иоанна Богослова оказался боковым, левым приделом тёплого собора, новый престол которого освятили во имя Рождества Богородицы.
Во второй половине XVIII века к Рождество-Богородицкому храму, так теперь по большому приделу стали именовать церковь Иоанна Богослова, пристроили колокольню, удачно вписав её в створ главного проспекта города.
С верхнего, открытого яруса колокольни открываются широкие перспективы устья реки Волхов и старой части Новой Ладоги. Как на ладони - новоладожский судоремонтный завод. Прекрасная смотровая площадка! Но ведь не ради красивых видов и удачных фотографий строители возвели сооружение высотой 40 и толщиной стен около полутора метров.
Назначение этого здания ясно из названия: колокольня - место, где находятся колокола. На территории Старой и Новой Ладоги стоят три однотипных колокольни. Все три выполнены в форме восьмигранного столпа. Без лишних архитектурных украшений.
Открытые ярусы на каждой грани имеют проёмы с полукруглым завершением. Все они призваны выполнять главные функции: возвышаться над соответствующей частью поселения и нести тяжесть колоколов.
Основной декоративной составляющей всех трёх башен являются взметнувшиеся на многометровую высоту остроконечные шпили, увенчанные крестами на шаре. Во многих статьях, описывающих колокольню Никольского собора, подчёркивают, что она - точная копия колокольни церкви св. Климента. Но справедливости ради надо сказать, что прообразом обеих новоладожских «вышек» вероятнее всего стала колокольня храма Иоанна Предтечи на Малышевой горе в Старой Ладоге. Строительство этого храмового комплекса датируется 1695 годом. То есть на 65 лет раньше Климентовской, построенной, вероятно, даже несколько ранее Рождество-Богородицкой.
Колокола, колокольный звон играли большую роль в жизни каждого русского человека, в независимости богат он или беден, болен или здоров, крестьянин или генерал-адъютант. Первоначально, появившиеся на Руси как «голос церкви», колокола фактически стали средством массовой информации. Колокольный звон раздавался не только во время церковной службы, но и созывал народ на собрания, оповещал о пожарах и стихийных бедствиях, указывал в непогоду путь, призывал на защиту родной земли, приветствовал соотечественников-победителей и звучал ещё во многих бытовых случаях.
Жители городов и сёл могли одновременно и незамедлительно узнавать новости. Колокола извещали о встречах и проводах важных лиц, о браках и похоронах, отбивали время.
В старину при эпидемиях и страшных морах, неурожаях и прочих бедствиях предписывалось непрерывно звонить в церковные колокола. Долгое время это считалось обычными предрассудками, но теперь мы знакомы с результатами научных исследований, согласно которым тембр и частота колокольного звона влияют на весь окружающий нас живой мир.
Издавна было замечено, что его боятся мыши, крысы, некоторые насекомые. Не вынося этого звука, многие переносчики болезней убегают подальше от колокольни и населённого пункта.
Очистительный звук благовеста и трезвона оказывает на людей благое воздействие, недаром его так любили наши предки. Полюбив колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокола имеют какую-то волшебную силу, их отождествляли с живым существом.
Однако литьё колоколов и звон в России - это не только часть православного богослужения, историческая традиция, способ передачи информации или даже духовный символ. Это также один из видов музыкального творчества. Говоря о звоне как об искусстве, из всех его вариаций можно выделить самый художественный и свободный по форме - трезвон - упорядоченные удары во все или многие колокола. Этот наиболее сложный, праздничный вид звона является прекрасным образцом мастерства русских звонарей.
К началу XX века Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству и весу своих колоколов христианский Запад. За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигающий порой весьма внушительных размеров.
Сегодня, стоя на верхнем, открытом ярусе колокольни Рождество-Богородицкого храма, мы видим над головой на мощных балках пять небольших колоколов высотой до полуметра, а, значит, весом пуда по два-три. Но так было не всегда.
На балках сохранились крепления, один вид которых говорит, что раньше здесь висел колокол не в одну сотню пудов весом! «Весомым» доказательством этому является и колокольный язык, который лежит там же, на верхнем ярусе колокольни. У него обломан концевик или шейка - место, за которое привязывалась верёвка для раскачивания, но даже в таком состоянии его длина составляет более полутора метров, а вес - 240 килограммов! Значит, целым он весил не менее 250 килограммов.
Описание колокольни новоладожского Никольского собора находим в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии»: «Колокольня кирпичная, осьмигранная, высокая; красивый пирамидальный шпиль ея покрыт белой жестью и увенчан металлическим позлащённым крестом. На колокольне железные часы, с циферблатом, обращённым к городу. Они прочного устройства, бьют четверти и часы. На колокольне 12 колоколов. Самый большой, в 428 п., отлит в 1845 году мастером Иваном Макаровым Стуколкиным. На колоколе изображены: св. Троица, Успение Божией Матери, Иоанн Богослов и св. Николай. Следующие три колокола отлиты в 1750-56 годах».
Восьмигранная колокольня со своим шпилем, как и прежде, воз-носит в небо сверкающий на солнце позолотой крест, но со стены исчезли часы, а горожан уже не радует своим звоном многопудовый красавец-колокол.
Историко-статистические сведения однозначно называют нам мастера, отлившего самый большой, на время их написания (1884 год), колокол на колокольне новоладожского Никольского собора: это Иван Макарович Стуколкин - знаменитый валдайский колокольный мастер. Кудесник, как его называли.
Семейство Стуколкиных имело несколько заводов на валдайской земле. Мастера занимались отлив-кой больших церковных и маленьких ямщицких колокольчиков. При этом Василий и Макар Стуколкины занимались отливкой поддужных колокольчиков, а Иван Стуколкин лил церковные колокола. Самый почётный его заказ - колокола для звонницы Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Всего их было одиннадцать. Главный, весом 1860 пудов 29 фунтов стал самым большим колоколом Санкт-Петербурга. Он был украшен церковно-славянской надписью и барельефом прп. Исаакия Долматского. Колокола поменьше - медальонами с портретами российских государей: Петра Великого, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I; а также с изображениями евангелистов: апостолов Дуки, Марка, Иоанна и Матфея; митрополитов Московских: Алексея, Ионы, Петра и Филиппа; святых благоверных князей и преподобных: Исаакия Долматского, св. князя Владимира, Сергия Радонежского и Александра Невского. Общий вес колоколов равнялся 66,7 тонны.
Участь этих произведений колокольного искусства была типичной для 20-х-30-х годов в истории молодой советской республики. В 1930- м году они поступили в распоряжение треста «Рудметаллторг», взявшего на себя обязательства по снятию колоколов на слом. После чего колокола Исаакиевского собора были отправлены на переплавку в мастерские «Монументскульптуры». И, хотя никаких документальных сведений об их дальнейшей судьбе не сохранилось, очевидно, что замолчали они навсегда и смотрят сейчас на нас глазами многочисленных Ильичей, или, в лучшем случае, петергофского Самсона...
Но времена меняются, приходит понимание и осознание. В декабре 2012 года первый, изготовленный для Исаакиевского собора 10-тонный полиелейный колокол был поднят на северо-восточную звонницу. 27 мая 2013 года во время божественной литургии впервые за восемьдесят с лишним лет раздались двенадцать ударов колокола Исаакия. В сентябре 2013 года ещё четырнадцать колоколов, отлитых в Воронеже, были освящены и подняты на юго-восточную звонницу.
И, наконец, 29 ноября 2015 года на колокольню Исаакиевского собора был поднят последний, шестнадцатитонный (и шестнадцатый!) колокол. Изготовлен он по чертежам Огюста Монферрана. По чертежам, по которым Стуколкин отливал колокола для Исаакиевского собора в 1845-46 годах. А ведь эту же дату, 1845 год, называют нам и авторы статьи в «Историко-статистических сведениях...», где описывается новоладожский колокол. И над этим стоит призадуматься.


Продолжение следует.
М. УДАЛОВ, Новоладожское родословно-краеведческое общество