ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

47 регион без сиротства. Утопия или реальность?

47 регион без сиротства. Утопия или реальность?47 регион без сиротства. Утопия или реальность? 
На областном празднике, посвящённом Дню семьи, губернатор Александр Дрозденко отметил приоритетные направления работы правительства. Если коротко, задача властей заключается в том, чтобы в Ленинградской области повышалась рождаемость и число крепких семей. 

Для этого принят целый ряд законов, направленных на поддержку не только многодетных семей, но и родителей, решивших усыновить ребёнка.
«Отрадно, что в Ленинградской области становится всё меньше детских домов, и всё больше ребят обретают семьи», - отметил тогда Дрозденко. Действительно, развитие семейной формы устройства детей активно ведётся в регионе. Ленинградская область занимает второе место в Северо-Западном федеральном округе после Санкт-Петербурга по количеству детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на воспитание в приёмную семью.

Школа приёмных родителей
Чтобы уменьшить количество сирот, правительство региона ставит ряд задач перед социальными службами. Среди них: повышение качества подготовки потенциальных усыновителей для исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа; создание условий для развития института приёмной семьи; формирование новых методов и технологий для их эффективного применения в работе с детьми-сиротами и замещающими семьями.
Реализации перечисленного способствует Школа приёмных родителей, существующая в Волховском районе с 2013 года. Такая школа помогает семейным парам, желающим стать приёмными родителями, осознать свою готовность к столь серьёзному шагу, лучше понять свою мотивацию, узнать всё об особенностях воспитания приёмного ребёнка, о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие, узнать, что скрывается за страшным словом «адаптация» и как выстроить общение с биологическими родственниками ребёнка, разобраться в процедуре оформления документов, получить квалифицированную консультацию специалиста по возникающим вопросам.
Кроме того, на базе школы проходят мастер-классы, в ходе которых обсуждаются основные проблемы приёмных семей и пути их эффективного разрешения, стратегия помощи детям, пережившим жестокое обращение, насилие.

Мнение специалиста
Мы попросили специалиста отдела опеки и попечительства комитета социальной защиты населения Волховского района прокомментировать необходимость создания Школы приёмных родителей, дать свою оценку и подвести итоги работы школы:
- В последние годы и Правительство Российской Федерации, и правительство Ленинградской области уделяют огромное внимание проблеме сиротства. На момент создания Школы приёмных родителей порядка 4 миллионов детей находились в государственных учреждениях интернатного типа и не имели семей.
Поэтому вся политика была направлена на то, чтобы обеспечить приоритетное право ребёнка проживать и воспитываться в семье. Если же оставить ребёнка в кровной семье всё-таки не получалось, его старались передать в замещающую семью.
Однако, приёмные родители, опекуны, усыновители сталкивались с большими проблемами, поскольку не были готовы к особенностям и специфике воспитания таких детей, не знали технологий и методик.
Как взаимодействовать, регулировать ситуацию, реагировать? На что нужно обращать внимание? Чтобы у приёмных родителей появились ответы на такие вопросы, проводились изыскания, велась большая работа по формированию программы подготовки, учитывались научные обоснования.
В конце концов, родилась министерская программа подготовки граждан, желающих принять детей в свои семьи. Она и послужила основой для работы Школ приёмных родителей в Ленинградской области.
До 2013 года в Волховском районе работа с гражданами, решившими взять ребёнка, была эпизодической. С 1 января 2013 года подготовка граждан стала системной и обязательной для получения заключения о возможности быть усыновителем, приёмным родителем или опекуном.
В 2013 году мы обучили всего 17 человек, а за последующие два года свидетельство о прохождении Школы приёмных родителей получил 101 гражданин. Большинство из этого числа приняло решение взять в свою семью ребят.
Таким образом, 65 детей обрели новый дом. И это очень много, ведь в школу идут в основном семейные пары, то есть кто-то взял одного, а кто-то сразу троих детей.
Собственно, главной целью школьной программы и является подготовка граждан, включающая осознание ими своих возможностей, способностей, ресурсов.
В Школе родители получают знания о детской психологии и психологии сиротства, о нарушении привязанности, о работе с детьми, пережившими жестокое обращение или сексуальное насилие, или с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Если гражданин, пройдя обучение, решил не принимать ребёнка в семью, мы считаем это хорошим результатом, потому что человек не сделает ошибку, не разрушит свою семью и не совершит повторного предательства в отношении ребёнка, которого уже оставили кровные родители. Вторичный отказ переживается ребёнком ещё тяжелее.
Сотрудники отдела опеки и попечительства комитета социальной защиты населения рады, что сегодня подготовка граждан ведётся планово, а правительство уделяет такой работе особое внимание и огромные средства.
Благодаря всем затраченным ресурсам мы получили много хорошо подготовленных, можно сказать, профессиональных родителей.
Давайте не забывать, что это не просто родители, которые должны накормить, напоить, обуть, одеть ребёнка. Это приёмные родители, которые должны уметь справляться с различными проблемами детей, с их болью и потерями, которые должны вытянуть ребёнка из беды, если надо – вылечить, помочь восстановиться и социализироваться. Они должны научить ребёнка смело шагать в большой мир, чувствовать безопасность, принимать любовь, внимание и заботу.
Самая же главная миссия приёмных родителей – дать ребёнку семью, выработать у него модель семейного воспитания, проживания, ведения быта. И наши родители на это способны.
Согласно законодательству отдел опеки и попечительства в течение первого года с момента усыновления должен проконтролировать семью четыре раза, а потом – достаточно двух встреч в год.
Но у нас выработано более тесное и частое взаимодействие, потому что у сотрудников с приёмными родителями, усыновителями и опекунами складываются тёплые, доверительные отношения. Они не боятся к нам прийти, поделиться своими трудностями. Вместе мы решаем проблемы, и если надо – привлекаем других специалистов для оказания помощи.
В любых отношениях важно не терять доверия.
Продолжение с историями приёмных родителей, прошедших обучение в школе мы опубликуем в следующем номере.

Валентина НОВИКОВА
Материал размещён по заказу комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленинградской области