ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Человек из будки: Начальнику маяка сверху видно всё

Metro продолжает серию публикаций о людях, профессия которых связана с замкнутым пространством. Сегодняшний репортаж – о начальниках маяков.
Стороженский маяк (Волховский район)
Юрий Антишихин, 45 лет
Стаж: 8 лет


Вся моя жизнь прошла на воде. Я даже родился практически в море. Родители служили на флоте, мама была беременна. И на свет я попросился, когда корабль был в рейсе. Ради моего рождения пришлось причалить к берегу.
На Стороженском маяке работал мой отец. После его кончины этот пост заняла мама. Теперь она на пенсии, а я стал начальником маяка, перевёз на берег Ладожского озера свою семью. Уже здесь родился мой младший сын Валя. Скоро ему исполнится четыре года, и уже сейчас он готовится стать моим преемником. Правда, пока Валёк с трудом преодолевает расстояние в 399 ступенек.
Высота маяка 76 метров – это как 25-этажный дом. Но я подниматься привык, усталости не чувствую. Рабочий год начальника маяка начинается с открытия навигации – где-то в апреле, а заканчивается в ноябре. Конечно, и зимой приходится подниматься на башню, но не так часто. Так что по весне, когда начинается активная работа, ноги гудят. А потом ничего, привыкаю.
В башне находится линза, в ней лампочка. Загорается она, когда на улице становится темно. Включается автоматически. Правда, у нас часто вырубают электричество: деревня Сторожно находится далеко от цивилизации. Снова надо бежать наверх, подключать аккумуляторы. Самое главное правило: маяк должен светиться всё тёмное время суток. Живу я рядом, просыпаюсь за ночь несколько раз – проверяю, горит ли лампа. Ни при мне, ни при моих родителях не было ни разу, чтобы маяк не работал.
Когда отключают электричество, чтобы подняться без происшествий, беру с собой фонарь. И каждый раз думаю о тех, кто работал на моём месте в начале ХХ века. Всё здесь сохранилось в первозданном виде, а вот электричества раньше не было. Смотритель маяка постоянно носил с собой тяжёлую керосиновую лампу.
Несколько раз в месяц протираю линзу специальным спиртовым раствором. Маяк был построен в 1906 году, в это же время сюда из Франции привезли это устройство из стекла. С тех пор оно почти не изменилось: раньше всё делали на совесть.
А на обратном пути беру щётку и сметаю мусор: осыпающуюся штукатурку, пыль. Гостей бывает немного, но в моём хозяйстве должен быть порядок.

Блиц-опрос: Юрий Антишихин
Любимое время года? Раньше лето любил, а теперь жарко мне в башне. Стёкла и линза сильно нагреваются. Линзу протираю спиртовым раствором, спирт мгновенно испаряется, и кажется, как будто сам выпил. Осенью легче: красивый вид, прохладно, хорошо.
О чём успеваете подумать, пока поднимаетесь на башню? О том, что надо сделать после окончания рабочего дня. Бычка покормить, кур. Что-то починить, траву покосить. Поиграть с младшим сыном. Некоторые мысли рождаются уже наверху. С высоты 70 метров, где находится смотровая площадка, хорошо видно всё моё хозяйство, да и весь посёлок как на ладони. Смотрю, сосед ремонтирует лодку – сразу вспоминаю, что и мне надо бы свою проверить.
Кто нарушает ваше спокойствие? Ветер. Когда он гудит, становится немного не по себе. Маяк покачивается, и хочется спуститься вниз