ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

С точки зрения журналистики 2

Только журналистом и только международником!

- Мама очень любила творчество Константина Симонова, и меня этой любовью заразила. Поэт и прозаик Константин Симонов был очень неординарным журналистом. У него даже книга есть «Остаюсь журналистом». Когда мы писали сочинение на тему, кем ты хочешь стать, я взяла эпиграфом строчки «Трое суток шагать, трое суток не спать Ради нескольких строчек в газете» и выразила желание избрать для себя журналистскую профессию.

Анатолий Павлович Валушков, тогдашний заведующий отделом писем в «Волховских огнях», напечатал несколько выдержек из моего опуса. Мне хотелось встречаться с разными людьми, писать о том, что вижу вокруг, и вообще о том, что твориться в мире. Я мечтала стать журналистом-международником. План достижения заветной цели был расписан от и до. Сначала Иняз, затем факультет журналистики, а дальше МГИМО. И это тогда, когда получить второе высшее образование было почти невозможно, а уж о третьем и мечтать не приходилось. Но я-то об этом не знала и, получив аттестат, отправилась поступать в Петрозаводский университет на факультет иностранных языков. Поступила, но, отучившись год, покинула этот храм знаний из-за первой драмы в личной жизни.

Будущее светило международной журналистики изложила свой грандиозный план тогдашнему главному редактору «Волховских огней» Михаилу Ивановичу Дементьеву. Тот сказал: «Ты знаешь, это очень долгий путь. Да к тому же ты девушка, к моменту получения второго высшего образования влюбишься, выйдешь замуж... И твоя основная мечта стать журналистом просто рухнет. Поступай сразу на журналистику, а всё остальное потом». Прислушавшись к мудрому совету, Галя Цукрсвская подала заявление на заочный факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

- На общем собрании первокурсников, из которых большинство составляли девушки, мы выслушали сожаление по этому поводу, ибо, как нам сказали, профессия журналиста вторая после шахтёрской по степени тяжести, а также получили совет забыть о стихосложении, чем мы все грешили. Специализации как таковой не было, и студентов учили всему, что может пригодиться в любой отрасли журналистики. В жизни всё пригодилось.

Производственная практика была даже у заочников. Одну из них я проходила в мурманской газете «Полярная правда». Получила весьма полезный опыт. Отправили меня на верфь написать о рыболовецком корабле, который вот-вот должны были спустить на воду. На судне планировалось развернуть перерабатывающее производство, на котором предполагался выпуск нового продукта - пресервов. Пришла я в техотдел за информацией, а мне на стол положили гору папок с технической документацией. Посидев для приличия с минуту, сообщила, мне это не нужно, а надо осмотреть корабль и чтобы мне о нём рассказали человеческим языком. Хозяева засмеялись и поведали, что не первый раз подобным способом разыгрывают корреспондентов. Одна журналистка ходила в ОНТИ как на работу аж две недели.

Моя статья заняла целый чердак, на летучке её признали лучшим материалом недели. И вдруг главный редактор сообщает, что автора нетленки вызывают в горком партии. Прихожу ко второму секретарю, тот высказывает упрёк, что мой материал незрелый. Видите ли, я не подумала о том, что будут перерабатывать на новом судне, если запасы сельди в акватории минимальные и год от года уменьшаются.

Это был первый случай в практике корреспондента Цукровской, когда она столкнулась с тем, как власть запросто может обвинить журналистскую братию в своих собственных недоработках.

По волнам моей памяти

В 1972 году местное радио делает три выпуска в неделю по десять и двадцать минут. Никакой импровизации, вся работа запланирована на год, на квартал, на месяц. Святое из святых - съезды КПСС и государственные праздники. Вести прямой репортаж с праздничных демонстраций - тоже обязанность местной редакции радио.

- Время было, с одной стороны, застойное, с другой - расцвет замечательных театров, множество интересных творческих людей, наверное, не благодаря времени, а вопреки ему. Ленинградские театры шефствовали над предприятиями, и многие волховчане пользовались театральными абонементами. Волховский народный театр выступал на сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Духовная жизнь в годы застоя была отнюдь не затхлой. Наверное, потому, что любые запреты вызывают естественное желание их обойти, и тогда особенно остро работают ум и воображение.

Корней Чуковский писал, что радио - это опиум для народа. Потому что в стране, где развалена экономика, так творчески подавались положительные новости. Наступила гласность, упразднена цензура. С одной стороны, порог ответственности снижен, но внутренняя цензура, основанная на многих обстоятельствах текущего момента, когда точно знаешь, что может последовать за тем или иным высказыванием, остаётся. Когда в 1982 году я стала главным редакторов волховского радио, нам хотелось внедрить новые формы работы. Благодаря Евгению Алексеевичу Власову, его технической помощи, мы смогли во время первых выборов в Верховный Совет СССР собрать в нашем центре, объединившем пять районов Ленинградской области, кандидатов от этих округов и организовать радиосвязь даже с отдалёнными поселениями, откуда избиратели задавали потенциальным народным избранникам свои вопросы. После такого важного шага интонация наших эфиров не могла не измениться.

В те годы на Ленинградском радио выходила «Ленинградская панорама». Журналисты вели передачи из собственной студии. У нас своей студии не было, но выйти в прямой эфир очень хотелось. Женя Власов придумал телефонный перераспределитель, чтобы при звонке можно было нажать кнопочку, и вопрос радиослушателя сразу, а не в записи, шёл в эфир. Магнитофоны - стационарные, с километрами плёнки. Во время передачи за свежей газетой стремглав неслись на почту. Однажды на семинаре в Доме радио мы показали запись своей передачи ведущей «Ленинградской панорамы» Зое Устиновой. Она послушала запись, сказала: «Ребята, с точки зрения журналистики всё здорово, но почему вы такие запыхавшиеся?». Когда мы рассказали о нашем технологическом процессе, она так смеялась!

Мы всегда равнялись на ленинградское радио, отличавшееся интеллигентностью, правильным русским языком, тщательным подбором и разработкой тем, особым творческим подходом.

Чего нам сейчас не хватает? Нам очень не хватает многих форм радиопередач. Есть интервью, есть круглые столы, которые никак не избавить от привкуса отчётов о проделанной работе. Но ушли из эфира очерки и фельетоны. Парадоксально, что при декларируемой свободе СМИ их зависимость от власти стала больше, потому что это зависимость от того, кто финансирует. По идее, финансовая поддержка государства не должна влиять на редакционную политику, потому что, по большому счёту, власть даёт деньги, чтобы в стране сформировалось информационное пространство, на котором был бы представлен весь спектр мнений и фактов. На деле же над каждым средством массовой информации висит финансовый дамоклов меч в виде угрозы отказа в финансировании. Так не должно быть. Получение субсидии от государства - это не принуждение к положению «Чего изволите?». Такое принуждение - порочная практика, которая, уверена, наносит вред не только журналистике, но и самой власти.

Беседовала Екатерина КОРОБОВА