ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

В гостях у Спящей красавицы

В гостях у Спящей красавицыВ культурной жизни нашей страны в этом году знаменательное событие – 175 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

15 октября в библиотеке-филиале № 4 КИЦ им. А.С. Пушкина (Дом культуры «Железнодорожник») состоялось необычное мероприятие: виртуальная ретро-премьера балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

Этот балет, кстати, в начале января тоже отпраздновал юбилей – 125 лет со дня первой постановки. У всех, кто пришёл на наш вечер, появилась возможность перенестись в 1890 год и составить своё представление о той далёкой премьере.

Ведущая вечера рассказала о том, что предшествовало написанию музыки к этому великолепному балету. Композиторы, современники П.И. Чайковского, в большинстве своём считали балет «низшим родом музыки» и несколько свысока смотрели на этот жанр. Но Пётр Ильич был свободен от разного рода предрассудков, его даже возмущало пренебрежительное отношение некоторых композиторов к балетной музыке. По этому поводу он писал Танееву: «…Вообще я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное»? Чайковский написал музыку к трём балетам – «Лебединому озеру», «Спящей красавице» и «Щелкунчику», и все они принадлежат к самым любимым и популярным произведениям русского классического искусства. Балеты Чайковского полны оптимизма, они утверждают торжество добра и света, торжество нравственной красоты человека. Это не просто красивые сказки, а музыкальные поэмы о сильных и страстных человеческих душах, о самоотверженности, о победе любви над ненавистью и злом.

Рассказ ведущей о том, с чего началась история балета «Спящая красавица» и когда этот балет впервые увидела публика, сопровождался показом видеороликов. Гости вечера увидели уникальные фотографии первых исполнительниц роли Авроры − Карлотты Брианцы, Екатерины Гельцер, Матильды Кшесинской, Веры Трефиловой, Анны Павловой и многих других великих русских балерин.

В любом театральном представлении существует антракт. И ведущая вечера решила не отступать от этой традиции. Но, если в настоящем театре зрители во время антракта идут в буфет, то публика нашего «театра» во время объявленной небольшой музыкальной паузы слушала Антракт (№18) из балета «Спящая красавица» (скрипичное соло Сергей Стадлер). На фоне этой дивной музыки шёл видеоряд эскизов к «Спящей красавице» художника Леона Бакста, созданных им в 1921 году для постановки балета в знаменитых дягилевских «Русских сезонах».

После «антракта» ведущая рассказала о последней версии балета на сцене Большого театра. История Большого театра знает семь различных постановок этого неумирающего балета. Две из них поставил выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. В 2011 году Большой театр открывал свою историческую сцену после капитального ремонта. Естественно, что для этого события требовался самый роскошный и совершенный из балетов, который позволил бы труппе полностью продемонстрировать изысканность и красоту классического танца, всю сложнейшую балетную лексику и совершенное мастерство исполнителей. Таким балетом стала «Спящая красавица», и Григорович поставил его в третий раз.

Не менее интересно было узнать и о премьере «Спящей красавицы» (состоявшейся вслед за знаменательной премьерой в Большом) в Санкт-Петербургском Михайловском театре. На сей раз спектакль был поставлен испанским хореографом Начо Дуато.

Не обошлось и без сюрпризов. Читательница библиотеки и постоянный участник всех наших мероприятий Г.И.Черепенина экспромтом сочинила стихи, которые мы с удовольствием цитируем:

[quote align="center" color="#999999"]Высокой музыки звучанье

Цветы, любовь и красота
В нас будят сладкие мечтанья,
И жизнь для нас мила, светла.

Мы знаем: Пётр Ильич Чайковский
Дарил нам прелестей букет.
Ему подвластны (он таковский!)
Романсы, оперы, балет.

Сценарий «Спящая красавица»
Очаровать нас всех сумел.
Смотреть нам бесконечно нравится
Изящный танец гибких тел.[/quote]

В заключение хочется сказать о книгах, представленных на выставке-просмотре, украсившей наш вечер. Большая часть этих изданий была подарена нашей библиотеке в 2000 году Санкт-Петербургским Мариинским театром. Среди них есть уникальные, например, богато иллюстрированные альбомы «Большой театр СССР. Балет» (М.: «Планета», 1976) и «Юрий Григорович» (М.: «Планета»,1987).

Ольга Снигирёва