ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Книга на кончике кисти»

«Книга на кончике кисти»Книга и чтение в изобразительном искусстве стали темой большой выставки «Книга на кончике кисти», организованной в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина. Книга и чтение всегда привлекали внимание художников, ведь книга в руках человека – это способ раскрыть его внутренний мир, подчеркнуть его душевное состояние и красоту.


В экспозиции представлены репродукции знаменитых работ русских и зарубежных художников разных эпох – от титанов европейской живописи XV – XVIII веков до русских живописцев конца XX века. И главным персонажем всех этих картин является Homo Legens – человек читающий.
«Мадонна Конестабиле» Рафаэля – один из самых прекрасных женских образов в мировой живописи. Первоначально она называлась «Мадонна с книгой» и была написана на дереве. При переводе живописи с дерева на холст, обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке Мадонны гранатовое яблоко, которое позже заменил книгой. Поэтичен и пленителен пейзаж с голубыми далями, свежей зеленью лугов, разливами реки. Облик юной мадонны, трогательно чистой, задумчивой и кроткой, как-то удивительно созвучен этому образу весенней пробуждающейся природы, полной прозрачности и тишины. Обращает на себя внимание поза Младенца. Он так осознанно держится за книгу и смотрит на неё осмысленным взглядом, что создаётся впечатление, будто он её читает.
В произведениях художников более позднего времени книга появляется всё чаще и чаще, и появляется она не только в руках святых и на парадных портретах средневековых вельмож. Меняется облик читателя. К книгам тянутся простой крестьянин и светская дама, аристократ и мещанин. Французский живописец Жан-Батист Камиль Коро часто изображал на своих полотнах миловидных девушек, простодушных и чистосердечных, привлекающих чистотой и обаянием молодости, поэтичностью, погружённых в чтение или мечты. Это «Читающая муза», «Девочка за учением». На портрете «Прерванное чтение», репродукция которого представлена на выставке, изображена одна из таких моделей как раз в момент глубокого раздумья, должно быть, навеянного чтением. В её облике красота и женственность сочетаются с умом. Скромная светло-коричневая гамма с оттенками розового, тонкий колористический строй точно соответствуют настроению лирической созерцательности и нежному облику женщины-мечты – идеала, духовно близкого автору.
Много картин о читателе и книге у импрессионистов. Книга в руках человека, расположившегося на природе, – излюбленная тема у Клода Моне («На лугу»). Как часть семейной жизни книга нашла широкое отражение в творчестве Огюста Ренуара («Завтрак в Берневале», «Дети в Варжемоне. Полдень»)
В XIX веке в России книга и чтение начинают играть заметную роль в обществе. Книга всё чаще появляется на портретах и становится центральной фигурой в жанровых и исторических полотнах русских художников. Примером тому служат представленные на нашей выставке репродукции картин «Меньшиков в Березове» Сурикова, «Завтрак аристократа» Федотова и др.
Один из лучших русских портретистов И.Н. Крамской пишет портрет «За чтением». Художник изобразил свою жену Софью Николаевну Крамскую за чтением в саду, освещённую предзакатным солнцем. Это камерный, интимный портрет, проникнутый любовью и тончайшим лиризмом. Сочетание тёплых золотистых и холодноватых лилово-розовых тонов шёлкового платья и атласной шали создает удивительно светлый облик Софьи Николаевны, наделённой особой аристократической утонченностью и душевным теплом. Крамской оставил в наследство потомкам немало изображений известных современников с книгой в руках. На выставке представлены его работы «Портрет А.С Суворина», «Портрет философа Соловьёва» и др.
Особый раздел выставки – «Дети за чтением». Дети растворяются в книге, погружаются в мир прекрасного, таинственного, оставаясь в то же время естественными. Этим-то и привлекают художников. Трудно не обратить внимание на работы В. Серова (портрет Саши Серова), М. Нестерова (портрет дочери Н. Нестеровой), Н.Богданова-Бельского (Ученицы. Новая сказка).
Таким видели человека читающего художники прошлого. Сегодня читатель, конечно, сильно изменился, а это значит, изменится и его образ в искусстве.


Ирина СТЕПАНОВА