ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Сила слабых

Сила слабыхКогда-то в древности женщину называли очень точным и ёмким словом «Берегиня». Во все времена она берегла семейный очаг, жилище, детей, мужа. Первое слово, которое ребёнок произносит в своей жизни – мама. И кто для него может быть лучше мамы, лучше человека, который тебя лелеет, растит, воспитывает, учит?


В канун празднования 70-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить о том, какую роль сыграли женщины в достижении этой победы. Этой теме посвящена экспозиция «Сила слабых» в читальном зале КИЦ им А.С. Пушкина, которая стала частью большого цикла выставок под названием «Художники Победы».
«Не женская это доля – убивать», – говорит писатель С. Алексиевич устами героини своей книги «У войны не женское лицо». Женщина воевала – это подвиг, и одновременно это огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле приходилось переступать через себя, идти против своей природы. Однако женщины были способны и на еще большую жертву: во имя Победы матери готовы были самое дорогое отдать — своих детей.
Многие известные художники посвятили свои работы подвигу женщины-матери. В 1975 году художник А. Мыльников создаёт картину «Прощание» о всепобеждающей материнской любви, богатстве души советской женщины, её несгибаемой нравственной силе. Художественное решение очень лаконично: небо, перечёркнутое дымом пожарищ, аскетически строгий пейзаж – часть родной земли, готовой стать непреступным бастионом, – и двое: мать и сын. Два человека, две судьбы, но за каждой – миллионы людей и миллионы судеб, искалеченных войной. Миллионы матерей, живыми скорбными памятниками застывшие у родных порогов в ожидании погибших, но для них всегда живых, всегда маленьких и беззащитных сыновей. На лице матери, стоящей у истоков жизни и оберегающей её своими добрыми, такими слабыми и такими всесильными руками, застыл немой и вечный вопрос, обращённый и к нам, людям XXI века: как сложится судьба человека, которому она дала эту жизнь? Возвышенный и строгий её образ воспринимается сегодня как идеал высочайшей нравственности.
В 1943 году создал своё полотно «Мать партизана» С.В. Герасимов. Оно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизаны уводят на расстрел. Простая русская женщина смело бросает в лицо фашистскому карателю гневные слова проклятия. Идейно-нравственное значение изображённой сцены заключено в характере столкновения двух её главных участников, олицетворяющих две разные непримиримые идеологии. Образ крестьянки в «Матери партизана» воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального самосознания, который обусловил массовый героизм советских людей в Великой Отечественной войне. Всем своим образным строем картина внушала мысль о грядущей победе советского народа в его праведной борьбе с фашизмом.
Тему «Война и женщина» продолжает А. Игнатьев своей картиной «Встреча с матерью». Картина была написана в 1942 году ещё до действительной встречи с матерью, что свидетельствует о нерушимой вере художника в торжество победы. А вот как описал художник свою поездку на родину уже по окончании войны: «Настал долгожданный День Победы. Еду домой помочь матери. Кругом разбитые дома, искалеченные мёртвые леса, изуродованные земли, горе вокруг. Наш дом без единого окна, сада нет, но мать жива, и она счастлива, что дети с ней. Иду с этюдником в родные дубравы. Лес моего детства тяжело перенёс военные испытания. Воронки с вывороченными деревьями, могилы расстрелянных партизан. Возникло желание запечатлеть эту исстрадавшуюся землю».
Помимо упомянутых картин, на выставке есть репродукции работ художников В. Шаталина, П. Фомина, В. Громыко, А. Кострова, И. Гурвича, В. Конашевича, здесь же представлены альбомы с репродукциями произведений скульпторов М. Аникушина, С. Сперанского (авторы монумента «Героическим защитникам Ленинграда») В. Агибалова, О. Супруна, Е. Блиновой.
Выставка адресована, прежде всего, старшеклассникам и студентам. Её ценность заключается в том, что наши молодые читатели получили возможность посмотреть на войну по-новому. Они смогли увидеть картины войны глазами художников, их пристальным взглядом. Это поможет привлечь молодёжь к изучению истории России, а книги и художественные издания, представленные на выставке, возможно, лягут в основу творческих и исследовательских работ юношества.

Ирина СТЕПАНОВА