ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Тайна золотой рыбки

Тайна золотой рыбкиРаннее пробуждение и развитие воображения и творческих способностей имеет большое значение для общего развития и становления ребёнка. Именно воображение синтезирует знания, понятия, представления о мире, о жизни, о себе и других людях. Творческое воображение основывается на эмоциональной реакции, вызывает у ребёнка напряжённую работу мысли, соучастие, отзывчивость.

В детской библиотеке КИЦ им. А.С. Пушкина разработана специальная система занятий с детьми для развития их творческих способностей. 5 февраля вновь распахнула свои двери «Мастерская радости» на старшем абонементе детского отдела. Любители мастерить своими руками прищли на мастер-класс «Золотая чудо-рыбка».

Перед началом занятия библиотекари познакомили участников с творческой историей «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Пушкинисты называют Александра Сергеевича «самым детским гением нашей литературы». Но ведь Пушкин никогда не писал сказок для детей, это хорошо известно. Пять сказок, пять великих поэм, а в них потрясающие детскую душу чудеса, а взрослую – целомудрие, терпение, смирение, любовь, зло наказанное и зло прощённое, наконец − прообраз земного рая, идеальное, гармоническое жизнеустройство на неведомом острове Буяне.

Из всего сказочного цикла «Сказка о рыбаке и рыбке» раньше других получила всеобщее признание. Начались поиски её фольклорных источников. Были попытки выяснить, откуда поэт взял сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Нет прямых свидетельств о том, что он был навеян рассказами Арины Родионовны. В сборнике сказок А.Н. Афанасьева есть сказка «Золотая рыбка», но исследователи до сих пор не решили, какой вариант возник раньше. В 1930 году известный пушкинист С.М. Бонди сообщил о том, что в пушкинских рукописях обнаружена сцена, в которой старуха хочет стать «римской папой». Сцена эта, пусть и в несколько ином виде, имеется только у братьев Гримм в сказке «Рыбак и его жена».
Исследователи пытались выяснить не только, откуда Пушкин взял сюжет этой сказки, но и происхождение золотой рыбки. Поскольку ряд учёных полагал, что афанасьевский вариант появился после пушкинской сказки, то вопрос оставался открытым. Не так давно была выдвинута ещё одна версия.

В 60-х годах XX века болгарские археологи обнаружили древние бронзовые пластины с изображением женщины с рыбой в руках. Одета она была в хитон, на голове корона – одним словом, богиня. а имя её – Анахита. Анахита − богиня священных вод, рыба – её второй образ. Так открылась тайна золотой рыбки из пушкинской сказки. Становятся понятнее и реакция моря, и отклик рыбки на требования старухи – это ответ богини, место которой она хотела занять. Но милость её не безгранична.
Вообще-то, рыбка-волшебница, выполняющая желания людей, встречается в сказках многих народов, но аналога золотой рыбки – именно золотой, в литературе нет. И «Сказка о рыбаке и рыбке» − это маленький шедевр, одно из ярких созданий пушкинского гения.

К мастер-классу библиотекари подготовили выставку «У Пушкинского Лукоморья», где представлены разнообразные издания пушкинских сказок. Художников всегда манили сказки Пушкина. Их иллюстрировали Б. Дехтерев, В. Милашевский, И. Бруни, О. Зотов, М. Майодис, С. Остров, А. Лаптев. На встрече более подробный разговор шёл о В. Конашевиче и Т. Мавриной, художниках мировой известности, чьи иллюстрации окончательно закрепили сказки Пушкина за детьми.

«Жил старик со своею старухою у самого синего моря», эти слова как заклинание звучат сквозь века, и мы попадаем в сказочный мир, созданный гениальным поэтом, а чудесные иллюстрации художников пробуждают наше воображение. Вдохновлённые историей сказки и примером знаменитых художников, участники мастер-класса приступили к работе. Ребята изготовили значки в виде рыбки из картона и бумаги. Все творчески подошли к заданию. Одни использовали технику аппликации, другие раскрашивали и рисовали причудливые орнаменты. Готовые рыбки ребята прикрепили к настоящему неводу, украсившему старший абонемент. Получилось красивое сказочное панно. Прикрепляя своих рыбок к неводу, наши юные читатели загадывали желания. Желания были разные: кто-то пожелал на одни пятёрки, кто-то − скорого наступления весны, но большинство ребят загадали одно и то же желание − чтобы закончилась война на Украине.

Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые каждому из нас
Приходит пушкинское слово.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, рисуйте Пушкина, а главное – любите Пушкина!

Наталья ТЕРЕНТЬЕВА