ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Русская Сафо» и «декадентская мадонна»

«Русская Сафо» и «декадентская мадонна»11 декабря в библиотеке-филиале №4 КИЦ им. А.С.Пушкина (Дом культуры «Железнодорожник») состоялся литературно-музыкальный вечер «Тайных струн сверкающее пенье», посвящённый 145-летию со дня рождения ярчайших представительниц пантеона литературных «богов» серебряного века – поэтесс Мирры Лохвицкой и Зинаиды Гиппиус.

Рождённые в один год (1869, ноябрь-декабрь) и почти в один день (Гиппиус старше Лохвицкой всего лишь на 10 дней), прошли они по жизни совершенно разными путями – и в личной жизни, и в творчестве. И если Зинаиде Гиппиус был уготован довольно длинный путь (умерла в 1945 году в эмиграции), Лохвицкая ушла из жизни, когда ей было всего лишь 35 лет. Её стихи «Я хочу умереть молодой…» стали пророческими. Настоящее имя писательницы – Мария, однако в литературных кругах она известна как Мирра. Её творчество было чрезвычайно популярным в начале прошлого века – ею зачитывались люди всех сословий, и это приносило хорошую прибыль книжным издательствам, которые печатали стихотворные сборники поэтессы. Нужно отметить, что они даже оспаривали друг у друга право опубликовать очередной томик. Фотографии Мирры украшали витрины всех петербургских фотоателье – стройная красавица с огромными загадочными глазами, точёными чертами лица и пышной прической. Её стихи о любви, по тем временам откровенные и чувственные, многим критикам казались слишком нескромными. Тем не менее, к концу Х1Х века популярность Лохвицкой достигла необычайных вершин. Она диктовала моду в литературе, навсегда оставшись в памяти читателей благодаря своему таланту и обаянию. В поэзии её будут помнить как предтечу Ахматовой и Цветаевой.

Даже если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни одной из своих книг, она все равно была обречена остаться в истории русской культуры XX века. Незаурядность ее ума, таланта, характера на протяжении десятилетий привлекала к себе внимание, пожалуй, всех выдающихся людей. В начале прошлого столетия Гиппиус называли «декадентской мадонной», справедливо отдавая дань ее огромному вкладу в развитие культуры Серебряного века. Она многие годы была главным предметом обсуждения в литературных и богемных кругах обеих столиц. Об этой необычной женщине ходили разные слухи, часто специально рожденные и подогреваемые ею самой с целью создания мифического ореола вокруг своей персоны. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», – писал в 1913 году В. Я. Брюсов. Её называли умнейшим и даровитым писателем своего времени. Однако в течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было полузабытым, полузапретным, что объясняется политическими взглядами писательницы, занявшей непримиримую позицию по отношению к большевикам. Ее сочинения не переиздавались, мнения о ней были односторонние, несправедливые. То же самое можно сказать и о муже Зинаиды Гиппиус, о ее духовном спутнике и единомышленнике, крупнейшем русском писателе Д.С. Мережковском. С литературной деятельностью Гиппиус теснейшим образом связано зарождение русского символизма. Огромно было ее влияние на современников — от Александра Блока и Андрея Белого до Бориса Савинкова.
На вечере прозвучали произведения поэтесс, записи романсов и песен на их стихи. А на книжно-иллюстративной выставке «Царицы русского стиха» на суд читателей были представлены самые различные материалы, которые помогли окунуться в атмосферу Серебряного века, а также более детально узнать и оценить этих двух удивительных поэтов.

Ольга СНИГИРЁВА