ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Мир рождён улыбкой человека

Осеннее путешествие по календарю природы ребята 3в класса школы № 1 в читальном зале детского отдела КИЦ им. А.С. Пушкина посвятили теме: «Хлеб – всему голова». С древних времён земледелие было главным занятием русских людей. Хлеб всегда считался не только богатством, но и силой страны. На Руси запасы зерна, муки наравне с порохом и свинцом заносили в так называемые «строевые списки».

Пахаря русский народ всегда ставил выше князя, так как труд этот всегда был тяжёлым и необходимым, воспитывал воина по защите своего дома и пашни. О русских богатырях Микуле Селяниновиче и Илье Муромце – сыновьях крестьян-землепашцев рассказывают былины. Из всех силачей только они могли тягу земную осилить. Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много труда и умения надо вложить.
Об этом рассказывает легенда: «Заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил – солнце. Пекарь – огонь. «Вы забыли о человеке, — сказал мудрец, — хлеб – дитя человеческое». Ребята подготовили стихи и загадки о хлебе, Диана Рыжова, Егор Травкин, Станислав Куценко и Никита Бондырев принесли на занятие рисунки хлебного поля, каравая на рушнике. Настя Моторина сделала подборку народных пословиц, в которых отражено уважительное отношение к хлебу. «Хлеб на стол, и стол престол; а хлеба ни куска – и стол доска!», «Без хлеба и у воды худо жить», «Пот на спине – так и хлеб на столе», «Работай до поту, поешь хлеба в охоту».

Готовясь к занятию, ребята прочитали сборник рассказов Андрея Платонова «Сухой хлеб». В рассказе «Сухой хлеб» мальчик Митя хочет стать большим и сильным, чтобы вместо мамы пахать землю, а мама пусть отдыхает в избе. «Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!» — говорит он матери, на что мама улыбается, и от её улыбки становятся добрыми и земля, и былинки, и сопящие волы. Ребята сравнили маму маленького Мити с былинным богатырём. Мама пашет паровое поле, а сыну велит расти и думать.
Ребята рассказали о маленьком герое рассказа, о том, что Митя часто думает о дедушке и папе, которые «уморились», беспокоится за маму и поэтому спрашивает: «А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Составили характеристику маленького героя рассказа. Митя заботливый, любознательный, мечтательный, рассудительный, задумчивый. Заботясь о маме, он делает посильное для себя и нужное для всех дело. Носит воду на пашню для мамы и животных, чтобы они не мучились от жажды. Митя проявляет упорство в стремлении быстро вырасти и для этого съедает так много хлеба, что ему становится плохо. А ещё он неравнодушный. Ребята обосновали свои ответы, почему Митя неравнодушный и деятельный человек. Потому что Митю не только волнует, что рожь от жары «умаривается», но и действует, помогая хлебным былинкам выжить, мотыжа землю дедушкиной тяпкой. И делает он эту работу бережно и осторожно, боясь сделать больно корешкам хлеба. Ребята объясняли, как они поняли слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!» Потому что спасал хлеб, который рос для всех, потому что делал трудное и радостное дело с думой: «Мама пашет, и я хлебу расти помогаю». Каким же человеком станет Митя в жизни? Добрым и деятельным, понявшим, «что всё делается, а не само родится…» Чего он никогда не сделает? Не пройдёт мимо беды, не обидит маму, не сделает зла, не склонится перед трудностями жизни. Ребята сделали вывод, что Митя, хотя ещё мал, но он понимает, как трудно растить хлеб.
Автор рассказа Андрей Платонович Платонов, сам любя поле, деревню, маму, колокольный звон, машины, тяжёлую потную работу, считал, что цену хлеба нельзя измерить никакими деньгами. Как нельзя измерить никакой валютой солнечный свет, труд рук, которые помогли родиться крошке хлеба. Растить хлеб трудно и радостно, как при любом другом деле, которое делаешь с душой. Герой другого рассказа маленький Никита задаёт отцу вопрос, почему, когда был один всё ему казалось страшным, а когда с войны возвращается отец, вместе с которым он начинает перестраивать дом, всё вокруг становится добрым. Ребята ответили, что рядом с сильным и мирным человеком всё вокруг становится радостным, что всё, что сработано своим трудом, становится добрым и близким.

Писатель Андрей Платонов много в жизни видел, много работал и как его герои мечтал о добром мире, и сам мечтал «стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце». Почему же «мир рождён улыбкой человека»? Потому что только добрые дела, мысли создают и украшают мир.

Занятие закончилось декламацией – перекличкой «Хвала тебе, хлеб!»

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Валентина СОКОЛОВА