ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Утренние грезы

Ефросинья Николаевна Клещевникова закончила Пензенское художественное училище в 1967 году, через 12 лет продолжила свое обучение в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Долгое время работала как художник по текстилю в КДПИ им. Тореза. Но стремление к творчеству, желание выразить себя и передать мир эмоций через цвет, линии, образы привели её к искусству станковой живописи.


Ефросинья Николаевна создала цикл полотен под загадочным названием «Метаморфозы», выставка которых состоялась в 2009 году в Новоладожском музее и оставила незабываемое впечатление у ладожан. Нынешняя её выставка, которая откроется 24 июня в 15.00, носит не менее интригующее название «Утренние грёзы». О чём в этот раз хочет рассказать художница, что поднято с глубин её души и волшебной кистью, «белым по белому», воплощено в её картинах?
Её искусство элитарно. Она пишет о том, что каждое мгновение мир становится другим и, как от взмаха крыла бабочки меняется программа будущего, так от взмаха кисти художника меняется мир внутри каждого из нас, изменяя мир в настоящем.
В этой серии полотен она ищет и находит идею искренности, чистоты, используя образ женщины, утверждая: какие бы не происходили изменения, катаклизмы - женщина остаётся незыблемой в своём предназначении. В современном обществе художница ищет позитивный идеал. Свет, излучаемый её картинами - ничто иное, как излучение духовной сути человека. Будь это мгновение встречи влюблённых взглядов на картине «Вечный юв», или прикосновение трепетной кистью к теме нежности на картине «Ожидание»; а точнее, это нечто иное - художница передаёт касание к Ней, дарящей любовь и смысл жизни, к той, что может быть только в грёзах.
Она ни на кого не похожа, исторгнув из своей души безмолвную мелодию вечной тяги души к прекрасному. Она не рисует, она рождает ауру нюансов чувств, источник которой она черпает в жизни. Она ищет свой стиль, играет с цветом, линией, абстрагирует мышление. И открывает сакральную истину: искусство изображения - это волшебная кисть, убирающая пелену с наших глаз, и неожиданно у зрителя рождается, как бы из ничего, чарующая музыка ощущений, внезапное предчувствие открытия.
Хрустальная прозрачность и чистота картин, паутина разлившихся линий рождают причудливый узор бесконечных миров,- что мгновенно возникают и так же мгновенно разлетаются в мозаике человеческого взгляда. За одним ликом, как бы вытекая из него, выявляется другой, затем третий... Что это - Сущность человека - цельного творения или его многоликость, многогранность, соединение единого и противоположного, противоречивого?
Сочетанием цветов, синего озера с полупрозрачными стволами деревьев и зелёной травой, с нежно-лазоревым небом и рассыпан¬ными пятнами жёлтого цветами кувшинок, пеной белоснежных цветов на яблоне, туманно-сиреневых японских ирисов - создаёт удивительное цветовое богатство на её пейзажных картинах «Кувшинки», «Японские ирисы», «Бешлот». Рисунком, цветом и формой она хочет внушить настроение, идущее от идеального творца - Природы. «Бери и пиши», - так говорит она, рисуя Волхов, ладожские каналы, осенние сады. Яркие, и то же время полупрозрачные, гармоничные сочетания цветовых мазков придают картинам то настроение спокойного торжества, великолепия покоя, которое художница пытается отыскать, живя вдали от беспокойных городов.
Её картины подкупают высоким вкусом и тайной чистотой прикосновения. Её произведения не предмет товара и они бесценны по своему художественному выражению. Её не окружают множество поклонников и фанатов, которые мечтают быть запечатлёнными на её полотне, и она, возможно, тот художник, у которого больше картин, чем моделей. Ефросинья Николаевна придаёт огромное значение творческой фантазии художника: «Модели для меня - это только объекты, которые помогают мне выразить себя...». Как признаётся художница, творческая кисть находит образы в тайниках памяти, воображения. Как в перламутровых раковинах рождаются жемчужины, так и картины зарождаются в тайниках души, и, ныряя в тайны своего подсознания, она как удачливый ловец, из глубин небытия дарит новую жемчужину свету.
Имя Клещевниковой известно немногим, но она и пишет для немногих, и этого не должно быть много. Она бывает разной, но чистота её звучания не терпит фальши и всё, что создано ею - искренно. Она открывает собой страницу в искусстве, где в основе будет лежать энергия доброты. И это направление можно выразить одним понятием: понимание современного мира. Она пытается предельно добиваться беседы со зрителем на языке подсознания. Поэтому в ней долго зреет будущее произведение и затем выплескивается в мир эмоционально, раскрывая гамму чувств. Неуловимые движения кисти, запечатлённые на холсте - бесконечные образы Любви, Гармонии и Грации на языке живописи.
«Я пытаюсь заглянуть прямо в душу и узреть Бога и неожиданно, как бы из ничего, вдруг возникает чей-то лик, и свет, и тень. Только свет имеет право, скользнув по полотну, неожиданно вырвать миг случайной истины из хаоса бытия. Мои композиции - мои мысли, как верстовые столбы, мимо которых вьётся мой мир ассоциаций: Христос, Женщина, Мужчина, Лицо Человека...
В капле дождя я вижу весь мир и в ней познаю себя. Женщин. Мужчин. Бога. Я ничего не умею. И каждый раз начинаю с начала открывать мир и создаю свой. Я освободила своё подсознание от цензуры сознания. Свобода чувств и эмоций движет моей рукой. На холсте - ритм моего сердца, пульс моей живописи, мой восторг, ощущение гармонии жизни, то, что окружает меня. Смотрите и удивляйтесь!».


Н.Ф. БРЫЛЁВА, старший научный сотрудник Новоладожского историко¬краеведческого музея