ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Весна идёт, весне дорогу»

«Весна идёт, весне дорогу»В  клубе книголюбов «Лира» библиотеки-филиала № 6 КИЦ им. А.С. Пушкина прошёл вечер, посвящённый весне.
Специально к этому мероприятию мастер Татьяна Владимировна Качалина cоздала целую серию тряпичных кукол-закличек весны. Библиотекарь В.Н. Гуйда подготовила интересный материал о роли тряпичной куклы в крестьянском быту. Весна была временем важным и судьбоносным для наших предков. Благополучие людей напрямую зависело от урожая, основы которого закладывались весной. Поэтому появились и сохранились до наших дней весенние обряды и праздники, в которых участвовала и кукла как наиболее понятный символ для взрослых и детей. Из языческой древности перекочевали они в наши дни и сплелись с христианскими традициями. Известно несколько видов весенних тряпичных кукол-закличек, главное назначение которых  – «приманить» весну.
Одна из кукол, которых использовали в обрядах заклинания весны − «Птица-радость», так как считалось, что весну приносят на своих крыльях птицы, а вместе сней − ключи от счастья, тепло и свет.
Кукла «Веснянка» родом с Урала. Её особенность – очень яркая коса, как будто уральские самоцветы бросили на неё такой отблеск. Часто косу завязывали в колечко или петельку, за которую куклу удобно подвешивать на ветки деревьев при закличках или надеть на пальчик для игры. Близкая родственница «Веснянки» – «Веснянка-Сеянка». Ростом она с ладошку, а сил, радости в ней запас до самой Купалы. Эта кукла изображала дух пробуждающейся природы. В наше время таких ярких, озорных и весёлых кукол часто дарят на весенние праздники, на Пасху как оберег молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, желают ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, а женщине − обаятельной и желанной.
Мартинички – древние славянские весенние символы-обереги. Они представляют собой пару куколок, сплетенных из красных и белых ниток. Красная символизировала лето, белая – зиму. Их мастерили к 1 марта и дарили родственникам и знакомым. Мартинички прикалывали на одежду. В одних местностях их носили три дня, а в других даже до 22 марта − дня Сорока великомучеников. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Этот день был известен также в народе как день Тараса Трясуна. К концу зимы и в начале весны увеличивалось количество простудных заболеваний. Крестьяне связывали это со злыми духами болезни в облике женщин-сестер, которые противились приходу весны и вымещали злобу на людях. Чтобы уберечься от их козней, они делали 13 заговорных кукол Трясовиц-Лихорадок-Лихоманок.
Большой интерес вызвала кукла «На удачное замужество» или «Длинношейка». Гости вечера узнали, почему её делают только на растущую луну, почему основной акцент делают в этой кукле на шею, на которой нечётное количество воротничков, и почему в некоторых областях на лицо куклы накладывали косой обережный крест, почему важна цветовая гамма, и о чём эта «Длинношейка» напоминает замужним женщинам.
В заключение ведущая рассказала о кукле «На счастье». Главное в ней –длинная коса, перевязанная лентой, чем толще и длиннее коса, тем больше счастья. С древности считалось, что женщина берет свою силу от земли. Куколка черпает силу, опираясь на косу – символ женственности и женского начала. Дальше, от земли коса изгибается вверх и вперед – навстречу счастью. Особенностью этой куколки являются ножки в башмачках (лапоточках), ведь путь к счастью долог и нелёгок.
Весеннюю тему продолжили книголюбы чтением стихов Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, Н. Некрасова, В. Тушновой, К. Завьялова, Б. Пастернака, А. Блока, А. Ахматовой, М.Петровых и даже японских хокку, посвящённых этому прекрасному времени года. Участник встречи Александр Жирков прочёл стихи собственного сочинения. Вдохновение не покидало членов клуба в течение всего вечера. Они расходились по домам, окрылённые прекрасной поэзией и душевным общением.


Людмила Сальникова