ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Творчество добра

Творчество добраВ историко-краеведческом музее продолжается выставка «Творчество добра» и созидательной деятельности А.П. Аплаксина (10 июня 1879 г.,  С-Петербург 21 декабря 1931 г., Ленинград) – русского архитектора, гражданского инженера, художника, археолога, реставратора, историка русской архитектуры, литератора.

Петербургский епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин считается одним из видных представителей столичной школы «неорусского стиля». Выпускник Санкт – Петербургского института гражданских инженеров, в 1906 г. А.П. Аплаксин занял должность архитектора Санкт – Петербургской епархии.

Объём сделанного им поражает своим масштабом и многообразием. Список аплаксинских проектов насчитывает более пятидесяти работ, причём осуществлено из них было свыше двадцати (все в пределах Санкт    - Петербургской епархии, от ближайших окрестностей столицы до отдалённых уголков губернии). Среди них  - церкви, монастырские подворья, часовни, дома церковных причтов. Дальнейшая судьба их в большинстве своём трагична: в советское время многие были разрушены или значительно перестроены, нетронутыми остались единицы. Вместе с тем необходимо учесть, что помимо полноценных творческих работ в практике А.П. Аплаксина существовали и более мелкие  - по текущему ремонту и перестройке церковных зданий.

Кроме того, в 1900-1010 –х годах архитектор осуществил реставрацию двух старейших храмов Петербурга – Сампсониевского и Казанского соборов. В 1913 году по его проекту рядом со сгоревшим Троице-Петровским собором XVIII века  был возведён временный храм-копия, ранее, в 1910 году, осуществлена перестройка Никольского собора Никольского Староладожского монастыря – памятника XV столетия. С 1911 г. А.П, Аплаксин совмещал свою основную должность со службой архитектора Казанского собора и необычайно интенсивной научной и общественной деятельностью.

Однако главное для каждого архитектора – это его постройки. И в этой области А.П, Аплаксин предстаёт как мастер, бесспорно обладающий индивидуальным, легко узнаваемым почерком. В каждой постройке А.П. Аплаксин всегда неуклонно стремился к стилистической цельности, к согласованности её архитектурного решения и художественного убранства. Только таким образом, считал он, архитектор способен исполнить свою миссию, главная цель которой – преображение человека посредством красоты. «Русский церковный зодчий должен помнить, - говорил он,- что будущее сметёт как пыльную ветошь, плоские фасады жилых домов, а каждая церковь, охраняемая уважением к святыне, как бы она слаба в архитектурном отношении ни была, просуществует сотни лет, и история искусств не внесёт за свои скрижали имена жертвователей, а имя зодчего упомнит и пошлёт ему вдогонку в вечность клеймо бездарности». А поэтому «лучше отказаться от постройки церкви, чем уступать вкусам современной толпы». Творчески прорабатывая весь проект, от общего замысла до мелких деталей, архитектор в то же время заботился об оптимальном решении функциональных задач, немаловажном, например, в таких сложных многофункциональных комплексах, как монастырские подворья.

К сожалению, воплощению многих его замыслов помешали события Первой мировой войны и Октябрьская революция. В 1914 г. А.П. Аплаксин был призван в армию, но сохранил при этом за собой  должность петроградского епархиального архитектора. Переворот 1917 г. Положил окончательное завершение его деятельности как церковного зодчего.

Умер архитектор в 1931 г. И был похоронен на Смоленском православном кладбище Петербурга – города, в котором жил и работал всю жизнь.

Материалы для выставки в Новоладожском историко-краеведческом музее предоставлены Введено-Оятским  монастырём в лице его настоятельницы игуменьи Иоанны. Они включают в себя документальный фильм, десятки архитектурных проектов храмов региона, а также уникальные документы и фотографии из архива А.П, Аплаксина, которые предоставили потомки архитектора. Макеты храмов по проектам А.П. Аплаксина оживят в воображении образы былой России.

Выставка продлится до 24 июня и будет, безусловно, интересна всем землякам, интересующимся прошлым нашего края, архитектурного творчества и российской историей.