ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Церковь Собора Пресвятой Богородицы
5.0/5 rating 1 vote

Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Территориально: Сясьстройское ГП
Точный адрес:
  • Ленинградская обл., Волховский р-н, Рогожа деревня
  • +79213007968

    Село Рогожа находится в 175 верстах, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием.
    За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь.

    Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею» [1, с.106]. Но предание относит это событие ко временам достаточно недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года.

    В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письмах Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья» . Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как-то: большая и меньшая Опока, Судине, Отова, Пульницы. И что тут разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки (Сясьские Рядки), а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия.

    Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского - на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Савво-Вишерском не говорится.

    Первая здешняя церковь была деревянная, в виде продолговатого четвероугольника, с 5 деревянными куполами на плоской крыше и с отдельной колокольней. Она 15 апреля 1834 г. сгорела со всем имуществом, кроме колокольни и сундука с деньгами. Прихожане, прося разрешения построить новую каменную церковь, представили на этот предмет оставшуюся от пожара сумму в 1000 рублей ассигнациями и обязались, в течении 5 лет, платить по 5 рублей ассигнациями с ревизской души (душ было 300), что составило бы, в 5 лет, сумму в 7500 рублей ассигнациями. Причту они обязывались платить, ежегодно, по 300 рублей ассигнациями. Кроме того, прихожане заявили, что в этом деле они нашли жертвователя Петербургского 1 гильдии купца Михаила Давыдовича Ертова, имевшего здесь дровяную биржу. На прошение их дана следующая резолюция: «Поелику Село Рогожские прихожане, к тому, чтобы приходская их церковь была самостоятельною, имеют усердное желание, ибо не только, на производство причту своему, каждогодно, по 300 рублей обязались актом, засвидетельствованным в волостном правлении, но желают ныне выстроить, в оном селе, вместо сгоревшей, деревянной, вновь каменную церковь, следовательно, при таковом усердии их к построению оной церкви, епархиальное начальство не может не согласиться на оное прошение их, по тому только одному, что, они в обязательстве своем о производстве 300 рублей не присовокупили условия насчет сбора помянутых денег, дабы отказом не охладить их усердия и не подать случая к умножению раскола, который, и без того, в Новоладожском уезде сильно умножается, а потому, дозволяя им, согласно представленному ими плану и фасаду, приступить к построению помянутой церкви, под надзором благочинного, священника местного, церковного старосты и архитектора, предписать духовному правлению, дабы оно допустило до построения означенной церкви не прежде, как по представлении Рогожскими прихожанами дополнительного обязательства, также, где следует, засвидетельствованного, о сборе помянутых денег, к представлению их, куда следует, в свое время 26-го июня 1834 г.».

    2-го августа того же года прихожане, согласно требованию начальства (преосвященного Венедикта), дали дополнительное обязательство, в котором высказывали, что в случае неплатежа Рогожскому причту, 300 рублей. ассигнациями к концу каждой половины года, они позволяют светскому правительству требовать этих денег законным порядком без всяких отговорок, и в уплате денег будут ежегодно представлять отчет или церковному, или мирскому старосте, который должен записывать приход и расход сей суммы, а еcли, в противность такого обязательства, не будет прибавочная сумма постоянно исправно ими прихожанами платима, в таковом случае они согласны, чтобы приходскую их Село-Рогожскую церковь приписать окончательно к Успенскому Сясьскому погосту.

    После этого постройка была дозволена. Из указа духовной консистории 1837 года видно, что церковь построена иждивением купца Ертова, с прибавкою 1000 рублей ассигнациями, оставшихся от погоревшей церкви. Прихожане доставляли материал. Построенная каменная с таковою же колокольнею церковь в стиле «провинциального классицизма», освящена 1-го сентября 1838 года протоиреем Кочетовым. Нынешний антиминс ее освящен епископом Тихоном 1870 г., 13-го октября.

    В храме достопримечателен колокол, около 20 пудов весу, с следующей надписью: «1730 года, февраля 28-го дня, вылит сей колокол в Стокгольме. Лил мастер Герат Мейер». На другой стороне Спаситель, с державою в левой руке.

    Замечателен также тропарь, который поется в храмовой праздник 26-го декабря: «О пресвятая, Чистая Богомати, Госпоже Богородице! Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дарове Тебе приносят, с великим молением, многомирстии людие; союзы наша греховные потреби своим милосердием и спаси души наша». Тропарь поется на 4-й глас, по рукописи.

    План и межевые книги на церковную землю сгорели вместе с прежней церковью. Когда причту велено было запастись планом на землю, то на представление духовной консистории губернское правление ответило, что плана на дачу новоладожского уезда села Рогожи не имеется, а потому требование консистории 21го июля 1858 года, за № 400, удовлетворено быть не может, тем более, что по ст. 487 издания 1857 г., выдача планов и книг на церковные земли воспрещается.

    Причт с 1809 года составляли: священник, дьячок и пономарь. В 1836 году дьячок Алексей Стефанов, за очень хороший голос и прекрасное пение, по ходатайству Ертова, возведен был в диаконы на дьяческой вакансии. По штатам 1843 г. уничтожена пономарская должность. Приведем сохранившиеся данные о настоятелях церкви, имеющиеся в архивах.

    Из прежних священников известны: Варфоломей, Василий Тимофей Никитин и Иоанн Соловьев. Последние два памятны в народе за их простоту и добродушие. Тимофей Никитин священствовал 55 лет. Иоанн Соловьев открыл в сторожке школу и учил в ней безмездно, до смерти, в 1865 году. После него поступил Николай Осьминский. По переходе его в Новую Ладогу служил здесь Андрей Константинович Лапшин, кандидат С.-Петербургской духовной академии.

    Рядом с церковью находится братское воинское захоронение.

    Хотите оставить отзыв? Уточнить или дополнить информацию? Напишите об этом в комментарии!