ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Тополиный террор

Тополиный террорСередина июня... Знакомые аллергики зачихали, закашляли, не успевают вытирать слёзы - тополь зацвёл. Каждый год в «тополином» Волхове одна и та же напасть: как только это дерево начинает сбрасывать пух, резко возрастает число страдающих от аллергии людей, учащаются возгорания в частном секторе, на улицах и в квартирах вырастают пуховые сугробы. Приятного мало...


Сам по себе, пух не является аллергетиком: раздражение у людей, подверженных сезонной аллергии, вызывает цветочная пыльца и разного рода ядовитые взвеси, которые к нему прилипают и с ним же разносятся по всему городу. Причём, цветут и сбрасывают пух только «тополихи», так как это дерево является двуполым.
Казалось бы, чего проще - сажай только «мужиков» и дело с концом. И здесь наткнулся на потрясающий факт: именно это и было изначально сделано! Высаживались только мужские растения - и это стало роковым стечением обстоятельств. Природу не обманешь. Пусть уважаемый читатель не сочтёт следующие факты пропагандой сами знаете чего, но известно, что растения, некоторые животные и насекомые в определённых ситуациях, приспосабливаясь к условиям жизни, способны менять пол. Ведь деревья должны были размножаться, вот они и нашли выход. К всеобщему ужасу и неудовольствию ботаники, дендрологи, и другие специалисты отрасли наблюдали появление женских сережек на мужских тополях, на ветвях рядом с мужскими цветками. Мужские деревья стали одновременно и женскими. К слову, тополиный пух - это не цветы, а семена тополя. Тополь цветет еще до появления листьев, его мужские сережки появляются сразу после того, как лопнули почки.
К тополю, помимо его способности создавать сугробы летом, есть ещё множество серьёзных претензий. По сути, это самое вредное дерево в городе. Вслед за «пухом» появляются противные липкие почки, от которых сложно отмыть одежду и обувь, машины и велосипеды. Растёт тополь быстро, вырастает, затеняя окна, очень высоким, но и живёт совсем недолго - по данным Института леса - всего 25 лет. Потом дерево становится аварийным. То есть, в нашем городе они все в аварийном состоянии. Их стволы - пустые и хрупкие - давно уже стали головной болью для коммунальных служб и горожан. Во время сильных порывов ветра ломаются именно тополя, сбрасывая тяжёлые ветки на линии связи и электропередачи. Именно старые тополя валятся на припаркованные автомобили и травмируют случайных прохожих. В Интернете легко найти множество примеров, когда старый тополь становился причиной гибели людей
Властям города от дурацкого дерева тоже одни проблемы - по идее, его нужно лечить, обязательно подстригать, своевременно удалять, не оставляя на гниение уродливых пней. Впрочем, насчёт «своевременно» я поторопился. Избавляться от тополей нужно было ещё лет тридцать, а то и больше, назад. Постепенно и планомерно, а не когда оно валится с корнем, и, не приведи Господь, на головы людей и на машины.
Почему же вредный тополь приобрёл такую популярность в большинстве российских городов? И когда это произошло?
Ответ прост и он уже прозвучал. Тополь очень быстро растёт, неприхотлив, способен в короткие сроки озеленить большие территории. После войны, когда из-за постоянных бомбёжек и артобстрелов наши города лишились своего зелёного убранства, тополь казался спасением и панацеей. Им, с 1946 года, по приказу с самого верха засаживалось всё и везде, не зря тополь считался любимым деревом Сталина. В той, послевоенной, ситуации дерево своё предназначение исполнило на отлично. Ну, не до хорошего тогда было, в будущее мало кто заглядывал, а к профессионалам-лесоводам не особо и прислушивались.
Давным-давно, в середине 70-х, я ещё мальчишкой обнаружил на чердаке бабушкиного дома связку ленинградских литературно-публицистических журналов. В одном из них была опубликована интересная статья нашего легендарного П.Г. Антипова, в то время главного лесничего Волховского лесхоза. В публикации очень простым убедительным языком, с аргументами и фактами проводилась одна мысль - тополь городу не нужен. Пётр Григорьевич предлагал создавать вокруг городов зелёные пояса из из деревьев хвойных пород, а в самих городах отдавать предпочтение не тополю, а совсем другим породам. В нашей климатической зоне - в условиях городской среды
- успешно приживаются ясени, вязы, клёны, каштаны, берёзы и целый ряд других видов деревьев и кустарников, которые не вызывают у людей такой болезненной реакции во время цветения и сбрасывания семян. К тому же, срок жизни тех же яблонь, рябин, клёнов, лип более ста лет.
Особенно страстно Антипов ратовал в пользу лип, которые долго живут, прекрасно приспособились к жизни в городе, поглощают углекислый газ и выделяют кислород в гораздо больших объёмах, чем тополь. А какой от них аромат во время цветения.
С древних времён известно, что липа - один из самых мощных антисептиков, созданных самой природой. Если под окном есть липовое дерево, то воздух в доме всегда будет гораздо чище и благоприятней. Такие деревья прекрасно поглощают большую долю пыли с взвесями тяжелых металлов. Именно поэтому липу часто высаживают на улицах больших городов. Волхов - не самый большой город России, но с экологией и у нас далеко не всё благополучно. Возросшее количество автотранспорта, наличие в городской черте химических производств - всё это воздух далеко не озонирует и воду не облагораживает. Не случайно, из-за качества воды идея создания пляжа в Волхове стопорится из года в год.
Но, с тополя началась эта статья, пусть тополем и закончится. Бороться с ним, как с ежегодным бедствием, можно и нужно только одним способом - удалять старые тополя и высаживать новые породы деревьев. Именно высаживать, а не «осваивать средства на благоустройство» путём захоронения саженцев, как это часто происходит на практике.

Игорь БОБРОВ