ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Петровской канаве исполнилось 290 лет

23.10.2020 | 21:21

Ровно 290 лет назад, 22 октября 1730 года, завершилось строительство Ладожского обводного канала - крупнейшего на тот момент гидротехнического сооружения не только в России, но и во всей Европе.

Канал, который в просторечии называли ладожской или петровской канавой, был сооружен по личному указу Петра Первого от 18 ноября 1718 года и строился 11 лет. Сам царь на открытии стройки откатил символическую первую тачку с землей, но до завершения строительства так и не дожил.

Поводом для рытья канала длиной 117 километров стало интенсивное водное сообщение между только что возведенным Санкт-Петербургом и глубинными районами страны, которое осуществлялось по Волхову, Неве и Ладожскому озеру, соединяющему эти реки. А Ладога славится своими штормами, очень опасными для небольших, плоскодонных речных судов. С начала возведения новой столицы в этом огромном озере ежегодно тонули сотни кораблей и барж с различными грузами.

Из создавшейся ситуации было два выхода: либо начать строить речные суда по "морским" стандартам, но тогда они не смогли бы ходить по мелководью, либо - изолировать их от буйной ладожской стихии. Петр выбрал второй вариант, приказав рыть канал вдоль берега.

Поначалу на стройке единовременно трудились 7 тысяч вольнонаемных работников и 18 тысяч солдат регулярной армии под командованием полковника Скорнякова-Писарева, которых задействовали на самых неквалифицированных работах. Таким образом, использование солдат в качестве дармовой рабсилы на строительстве гражданских объектов - далеко не советское изобретение.

В 1722 году канал копали уже 19 драгунских и 20 пехотных полков общей численностью 35 тысяч человек. Смертность была ужасающая. Умерших хоронили прямо на левом берегу канала и, по словам историка XIX века Николая Воскобойникова, вскоре этот берег "принял вид непрерывного кладбища".

Несмотря на все усилия, первоначально установленный срок строительства был сорван. Петр рассчитывал, что оно завершится к началу 1723 года, но к этому времени удалось прокопать русло и укрепить берега лишь на 30 километрах. Царь отреагировал в свойственной ему манере: Скорняков-Писарев был отстранен от должности и разжалован в рядовые. Однако на темпы строительства это практически никак не повлияло. Стройка длилась еще почти восемь лет, в том числе пять лет после смерти ее инициатора.

"Канава" активно использовалась более 130 лет, но по мере роста столицы и увеличения объемов речных перевозок она постепенно перестала справляться с нагрузкой. В 1861 году было решено, что проще и дешевле не расширять, углублять и реконструировать старый канал (тем более, что в этом случае пришлось бы надолго перекрыть движение судов), а прокопать параллельно с ним еще один, более крупный, ныне именуемый Новоладожским. До революции он назывался "Канал имени Александра-II". Прежний, соответственно, переименовали в Староладожский.

Сейчас от Староладожского канала остались лишь отдельные участки, а Новоладожский почти не используется. Современные речные суда - гораздо крупнее, прочнее и мощнее, чем 200-300 лет назад, а потому ладожские штормы не представляют для них серьезной угрозы.

На заставке - рисунок XIX века, изображающий прокладку Ладожского канала. Персонаж с характерной внешностью на переднем плане свидетельствует о том, что уже в те времена трудолюбивые малоросские гастарбайтеры охотно приезжали в Россию на заработки. Платили им 1 рубль 50 копеек за каждую выкопанную и отвезенную на тачках кубическую сажень (9,7 кубометров) грунта.

Карта-схема Ладожского канала и его профиль.

Карта-схема Ладожского канала и его профиль.

Карта-схема Ладожского канала и его профиль.

"речные трамвайчики"

В XVIII и первой половине XIX века по каналу регулярно курсировали вот такие "речные трамвайчики", называвшиеся трешкотами. В качестве двигателей использовались пары или тройки лошадей, ходившие по берегу и таскавшие трешкоты на веревках. Разумеется, после ледостава движение судов прекращалось, а по льду вместо них пускали сани.

Староладожский канал в начале ХХ века на цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского.

Работы по очистке дна канала. На переднем плане - паровая землечерпалка.

Работы по очистке дна канала. На переднем плане - паровая землечерпалка.

Остатки Староладожского канала в наши дни.

Источник:Живой Журнал пользователя Авиамастер

Желтые страницы Волховского района
Уголок архивариуса

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt