glass vkoktelyttwttrss

«Золотые» отходы для бизнеса

«Золотые» отходы для бизнеса

Недавно в российских СМИ прошла информация о восстановлении массовой сети приёма макулатуры.

Разумно подойти к вторичному использованию ценного сырья у нас – дело не только экономистов и хозяйственников, это задача государства и общества, и решать ее следует не откладывая.

Более того, Госдума приняла в конце июня закон об освобождении от НДФЛ доходов граждан, полученных от реализации бытовой макулатуры. «Мы сделали по макулатуре только первый шаг, — заявил специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. — Следующая задача теперь, когда нет налога, создать достаточно массовую сеть приёмных пунктов, чтобы человеку было достаточно удобно принести, получить какие-то деньги, потому что макулатура, как и мусор вообще — это товар».

Действительно, макулатура – тот еще товар. По официальным данным, в России на свалки ежегодно отправляется 4,5 миллиона тонн макулатуры стоимостью 60 миллиардов рублей. Распорядись мы по-хозяйски этим сокровищем, можно было бы не вырубать на нужды целлюлозно-бумажной промышленности 58 тысяч деревьев в год. Несложно подсчитать, сколько гектаров леса можно ежегодно сохранять, если иметь в виду, что на одном размещаются 400-600 деревьев.

Россия богата лесами, но уж воистину точно подмечено: что имеем – не храним… На каждого жителя планеты приходится менее 1 гектара лесов, в Канаде — более 8, в Финляндии — 4, в России — 5,3; а в США — только 0,8 га. Запасы древесины на корню в расчете на одного жителя в среднем по миру составляют 65 кубических метров, в Канаде — более 570, в России — 561, в Финляндии — свыше 370 и в США — всего порядка 83 кубических метров. Мы, к сожалению, научились лихо разделываться со своими лесами: рубим, пилим, продаем… Самое время напомнить, что потерявши – плачут…

У проблемы со сбором макулатуры есть и другая сторона – финансовая. Многие помнят советские времена, когда школьники (и не только школьники!) ходили по квартирам и собирали ненужные газеты, книги, картонные упаковки и несли все это добро в пункты приема. Здесь же можно было без проблем получить причитающиеся деньги или заветный талончик на книги, кои в те времена тоже были дефицитом. К счастью, мощности по переработке макулатуры в новую бумагу сохранились, и они недозагружены. Значит, при должной организации сбора этого ценного вторсырья у многих людей, в том числе и школьников, появится возможность зарабатывать какие-то деньги, что тоже очень хорошо. Будем надеяться, что решение данной проблемы не ляжет под сукно, а начнется прямо в ближайшее время…

Ну, а теперь давайте помечтаем. Вернее, просто вспомним не такое уж далекое прошлое. В советской стране было развито волонтерское – тогда тимуровское движение. И вот эти юные добровольцы-пионеры с увлечением собирали металлолом, успешно заменяя нынешние фирмы по сбору лома. Наверно, у каждого есть в запасе смешная (или грустная) история о том, как усердные школяры доставляли к месту сбора то какой-нибудь плохо лежащий сельхозагрегат, то еще что-нибудь весьма приличное. Школьники поощрялись в основном морально. Нынешние сборщики лома получают неплохое денежное вознаграждение – значит, система работает! А почему бы не наладить сбор стеклотары (тоже есть опыт!) и пластика? Из всех современных материалов этот, пожалуй, самый вездесущий и самый опасный. К примеру, обычные тонкие полиэтиленовые пакеты, которые ежедневно десятками появляются в наших домах и также дружно кочуют на свалки, разлагаются 100-200 и более лет, а при сжигании выделяют массу вредных веществ, в том числе опаснейшие диоксины. Такой же «срок жизни» у пластиковых бутылок и прочих емкостей. И если уж вспомнили о емкостях, нелишне знать, что тара эта, зачастую одноразового использования, весьма долговечна: железным банкам для полного разложения требуется до 10 лет, жестяным – порядка 90, а вот алюминиевым – около 500. Да что там металлы — фильтр выброшенного сигаретного окурка будет разлагаться более 3 лет. Два века не сдаются обычные губки для мытья посуды, а ведь нам советуют менять их раз в неделю! А одноразовые подгузники вообще рекордсмены долговечности – «живут» 300-500 лет. Даже жевательные резинки, которые многие выплевывают где попало, в жарком климате исчезнут лишь за 30 лет, а в холодном – могут пролежать столетиями. Разумеется, я не призываю наладить сбор старых губок ли жвачек – утилизацией бытового мусора занимаются специальные предприятия. Но совершенно очевидно, что без налаженной системы переработки вторсырья человечество утонет в глобальных «мусорных» проблемах. Многие страны серьезно занимаются переработкой мусора и это считается очень выгодным бизнесом. Разумно подойти к вторичному использованию ценного сырья у нас – дело не только экономистов и хозяйственников, это задача государства и общества, и решать ее следует не откладывая. Ведь внедряемый сегодня раздельный сбор бытового мусора имеет смысл лишь в том случае, если его есть где переработать. И тут самое время вернуться в начало и напомнить: мусор – это товар, причем недешевый и выгодный. Другими словами, это деньги, которые валяются под ногами. Может, пришло время не просто собирать мусор, а покупать его у населения, начиная с макулатуры, стеклопосуды, пластика? Чем не бизнес для деловых и активных? При этом в выигрыше окажутся все.

О. Панова

  • Размещено: