ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Помнит сердце, не забудет никогда...»

25.06.2017 | 13:13

22 июня 1941 года… Произнося эту дату, мы замолкаем. Перехватывает дыхание и становится страшно от одной только мысли: что же дальше?

А как дети переживали невзгоды войны? Что запомнилось им из тех страшных дней? Деревня Вындин Остров в ноябре 1941 года оказалась на передовой линии фронта в борьбе за город Волхов и Волховскую гидроэлектростанцию. Деревня освобождена в конце декабря 1941 года 505-м полком 3-й гвардейской стрелковой Волновахской Краснознамённой ордена Суворова дивизии.

Из воспоминаний жительницы Вындин Острова Татьяны Фадеевны Мишиной: "Год рождения 1926, 12 января. Раньше в школу ходили с 9 лет, поэтому в 1 класс пошла в 1934 году. Окончила 7 классов в 1941 году, в июне. Мне было 15 лет. За хорошую учебу отправили в пионерский лагерь. Во время смены отправили домой - началась война. В деревне копали ров противотанковый. Очень глубокий ров. Много машин разных, но очень много грузовых. Большое скопление людей".

"Во время войны перед 7 ноября пришли немцы. Мы эвакуировались на военной машине за болото, за деревню Моршагино. Жили в окопах, одевали то, у кого что есть. Очень холодно… Вырыли свой окоп, вниз прыгали, обратно выбирались по лестнице. Без трубы жили, приходилось отрывать зимой дверь, в которую прыгали. Есть было нечего, кипятили ветки, кору, листья, голодные сидели. Снег использовали в качестве воды. Даже в лесу сидели немцы, простреливали ведра. В окопы немцы пришли перед отступлением, сожгли полдеревни. Забрали всё съестное. Утром пришёл немец и закричал: "Давай есть! Уходи!" Со всех окопов выгоняли".

Татьяна Фёдоровна с сестрой Ольгой и братьями убежали, остальных людей загнали в глажевский дом и хотели сжечь, но их спасли партизаны. Татьяна с сестрой и братьями доехали до вындиноостровских окопов. Подошёл односельчанин Матюшихин взял к себе в окоп. Есть было ничего. "Брату Вале всего три года. Не было зубов, ему жевали рожь. Бабушка Матюшихина умерла ночью. Рядом в другом окопе жил Бухтев Павел Иванович.

Партизаны сказали, что через несколько дней наступление. Во время наступления очень сильно стреляли, кругом страшные взрывы. Очень много было снега. Голодно, холодно. Поехали в деревню. Дом сожгли, вообще сожгли все дома, остался только один на всю деревню. Первую ночь ночевали в чужом окопе, спали под камнем, мать заболела".

"Хлеб пекли на той стороне реки Волхов. Давали по 150 граммов на человека на один день. На четверых - по 75 граммов. Потом стали давать по 200 граммов.

Снег в апреле начал таять. Под снегом было очень много мин, оставленных немцами. Было страшно ходить по минному полю. Под бомбежкой ездили в Волхов на поиски еды… В очереди за хлебом стояли сотни человек. Буханки были по два килограмма каждая. Хлеб не надо было жевать. Он таял сам на языке. Люди продолжали умирать от голода. У одних умерла мать от голода.

В мае 22 числа приехало хозяйство (администрация и рабочие совхоза), вернулось много людей. Стали обживаться. 22 мая я оформилась на работу".

Почитав эти воспоминания, понимаешь, что дети рано становились взрослыми, а их детство закончилось 22 июня 1941 года.

Л. ЧИРКОВА, руководитель кружка "Музейное дело".

Желтые страницы Волховского района
Уголок архивариуса

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt