ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Боремся с коррупцией вместе

Боремся с коррупцией вместеВ течение последнего времени мы много слышим о борьбе с коррупцией. Прокуратура и специальные ведомства призывают граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции, либо заметивших таковые, обращаться по телефонам специально созданных «горячих линий».

Ведущая и выпускающий редактор радиопрограммы «Волхов-Контакг», депутат города Волхова Галина Альбиновна Михайлова пригласила прокурора Волховстроевской транспортной прокуратуры Владислава Владимировича Полицаева, чтобы в рамках радиоэфира обсудить изменения, внесённые в Федеральный закон «О противодействии коррупции», и направления антикоррупционной политики государства внутри организаций.
Г.А.: Владислав Владимирович, изменения в законе «О противодействии коррупции» обязывают организации и предприятия принимать соответствующие меры. Расскажите о них.
В.В.: Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является предупреждение и противодействие коррупции. С недавнего времени все организации обязаны принимать меры в этом направлении. В связи с этим в Федеральный закон «О противодействии коррупции» введена статья 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». Согласно этой статье организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые при условии комплексного применения должны способствовать образованию и внедрению антикоррупционной политики внутри организации с чёткой регламентацией деятельности.
Так, статьёй 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что меры, принимаемые в организации, могут включать несколько аспектов. Во-первых, определение подразделений, либо должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Во-вторых, сотрудничество организаций с правоохранительными органами. В-третьих, разработку и внедрение в практику стандартов процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Ну и конечно, недопущение составления неофициальной отчётности и использование поддельных документов.
В помощь организациям для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации издана методическая рекомендация по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Г.А.: Обозначьте аспекты, о которых говорится в этой рекомендации.
В.В.: Основной акцент в методической рекомендации сделан на необходимость проведения организациями, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности систематической оценки коррупционных рисков, создание процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, развитие внутреннего контроля и организация работы специализированных подразделений по противодействию коррупции.
Также значительное внимание уделено правовому просвещению. В приложении к методическим рекомендациям содержится краткий обзор положения Российского антикоррупционного законодательства, в том числе мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Методические рекомендации сосредоточены на необходимости использовать возможности локальных правовых актов для применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, используя, в том числе, положение статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает пределы и размеры дисциплинарных наказаний, обеспечение принципа открытости бизнеса, который достигается путём внедрения в проекты договоров стандартной антикоррупционной оговорки и внесение в трудовые до-говоры с работниками обязанности соблюдения антикоррупционных ограничений.
Г.А: Каким образом в трудовых договорах может быть обозначена антикоррупционная составляющая?
В.В.: В договоры могут вноситься не содержащиеся в трудовом кодексе нормы, касающиеся ограничения прав работников, в том числе незаконные штрафы, основание для применения какого-либо дисциплинарного наказания или увольнения. Это те нормы, которые заставляют задуматься перед шагом к коррупции.
Г.А: Как сам работник может защитить себя от коррупционных про-явлений?
В.В.: Способ на самом деле прост. Достаточно обратиться в прокуратуру, либо инспекцию по труду. Также, если в отношении него совершается преступление, в том числе должностное, он может обратиться в правоохранительные органы.
Г.А: Какие ещё меры предусмотрены для противодействия коррупции?
В.В.: Введена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного гражданского служащего, замещающего или замещавшего должность с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Суть нарушения заключается в том, что государственный служащий, занимающий руководящую должность либо работающий в органах государственной власти, муниципального управления, в правоохранительных или контролирующих органах в период своей работы имеет административное влияние на частные предприятия. Увольняясь с государственной службы, он может устроиться в частное предприятие с использованием своего административно ресурса.
Для того, чтобы таких случаев не происходило, создаются комиссии по урегулированию конфликта интересов. Так, организация, которая нанимает работника, должна сообщить в предыдущее место работы, что этот человек теперь является её сотрудником. После чего государственной орган проводит заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов и выясняет, не было ли какого-либо влияния при работе этого госслужащего, когда он курировал это предприятие.
За нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции» Кодекс об административных право-нарушениях Российской Федерации был дополнен статьёй 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего».
Данной статьёй предусмотрено, что привлечение работодателем либо заказчиком к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включённую в перечень, установленный нормативно-правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей.
Г.А: Имеет ли значение должность, на которую поступает работник.
В.В.: Нет, наказание не зависит от должности. Порядок приёма на работу предусмотрен 12 статьёй Федерального закона «О противодействии коррупции» «Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора» и статьёй 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими».
Поясню, что работодатели по заключению трудового договора с гражданами, занимавшими должности в государственной или муниципальной службе, перечень которых установлен нормативно-правыми актами, в течение двух лет после увольнения их со службы обязаны в течение 10 дней сообщить о заключении такого договора работодателю служащего по предыдущему месту работы.
Срок давности привлечения к этой административной ответственности составляет 6 лет.


Подготовила Валентина НОВИКОВА
Продолжение следует...