ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Имя Максимова - школе

Имя Максимова - школе30 октября в Волхове прошла торжественная церемония вручения свидетельства о присвоении Волховской детской художественной школе имени нашего земляка, художника-передвижника, академика живописи Василия Максимовича Максимова. Решение об увековечивании имени великого художника на его малой родине Совет депутатов Волховского муниципального района принял 2 июля этого года.


В этот день один из учебных классов школы стал на время выставочным залом. Его стены украсили более пятидесяти репродукций работ художника из собрания краеведа, исследователя жизни и творчества В.М. Максимова Дениса Арутюнова. Ему же принадлежат представленные гостям раритетные издания, посвящённые жизни и творчеству Василия Максимовича, редкие открытки ХIX-начала XX века с копиями его самых известных картин, уникальные подборки оригиналов и сканированных копий газет, журналов, альбомов и газет того же периода, в которых мастер публиковался либо которые сам оформлял.
Немалых размеров класс школы с трудом смог вместить всех гостей вечера, среди которых присутствовали глава Волховского района В.М. Новиков, заместитель главы районной администрации Л.А. Сякова, представители отдела культуры, городского Совета ветеранов, учреждений образования и культуры, ЗАО "Метахим", местных средств массовой информации.
Практически все выступавшие говорили об огромном значении увековечивания имени Максимова в названии художественной школы. С этим предложением общественность Волхова и района не раз обращалась в местные органы власти на протяжении многих лет, и причины, по которым присвоение имени постоянно откладывалось, непонятны. Но, как бы то ни было, это наконец свершилось и стало фактом нашей общей истории. До сего момента фактическими свидетельствами родства художника и волховской земли были только его могила в д. Чернавино и картины, написанные в наших местах. То есть, не сохранилось ничего, кроме могилы, искусства и памяти. И с памятью всё очень и очень непросто.
Во второй половине XIX века имя Максимова было известно всей образованной России. Он входил в блестящую плеяду самых выдающихся русских художников своего времени. Илья Репин называл его "кремнем передвижничества", писал, что Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа. Известный критик Стасов ставил его в первый ряд национальных талантов. Своими поистине народными и самобытными произведениями Василий Максимович открыл всем слоям современной ему России глаза на мощь и глубину русского крестьянства, его величие и боль.
Художник был бессменным участником выставок революционного, применительно к изобразительному искусству, Товарищества передвижников. Его знаменитый "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" представлял русскую живопись на всемирной выставке 1878 года в Париже. Огромное количество самых известных работ Максимова покупал для своей художественной галереи П.М. Третьяков. Репродукции "Бабушкиных сказок", "Всё в прошлом", того же "Колдуна…" охотно перепечатывали все самые популярные периодические издания того времени. Они разлетались огромными тиражами по необъятной Российской империи. Картины крестьянского художника висели в блестящих салонах великосветской знати, а их слабые копии из газет и журналов занимали достойное место в закопчённых лачугах главных персонажей - все тех же крестьян.
А потом случилось то, что нередко бывает в истории культуры и вообще в истории - общество устало. Устало от изображения реальной жизни, в которой горе и радость переплетаются неразделимо, в которой есть место не только свету, но и сумраку. Жанр стал немоден. Ему на смену пришли яркие импрессионисты с их вечными праздниками, яркими красками, с их чувственными мимолётными впечатлениями. По современной терминологии, на смену классике пришла попса. Жизнь всё расставляет по местам, со временем и это направление в искусстве стало классическим, но в определённый исторический период реализм в изобразительном искусстве, а значит, и творчество В.М. Максимова, оказался на задворках.
Нам, бывшим советским школьникам, несказанно повезло стать свидетелями второго взлёта небывалой популярности картин Василия Максимовича. Репродукции его работ были распечатаны многомиллионными тиражами главных журналов страны и всех советских учебников. На уроках литературы мы писали по ним всевозможные изложения и сочинения, вместо чтения нудных абзацев рассматривали цветные иллюстрации и узнавали о жизни крестьянской деревни в сто раз больше, чем рассказывал учитель. А потом шли походом на могилу художника-земляка и устраивали там уборку, как на могилах близких родственников. Для нас он и был, и остался своим, близким. Даже сейчас, бывая в русскоязычной компании за рубежом и рассказывая о родном Приладожье, приятно козырнуть именем "нашего Василия Максимова". Его имя и его работы там прекрасно знают. Во всяком случае, люди того, моего, советского поколения…
А у нас история снова сделала крутое пике. Распался Союз, и по какой-то неуловимой причине из школьных учебников исчезли знакомые до боли репродукции, из залов российских музеев перекочевали в запасники его картины. Творческое наследие Максимова составляет более 600 работ, находящихся, по подсчётам Д.А. Арутюнова, в 67 музеях и частных коллекциях мира. В Государственной Третьяковской галерее хранится 76 работ - выставлены три, в Государственном Русском музее находятся 323 его работы - выставлена одна. Снова немодно? Снова неактульно? Вряд ли… В 2008 году на аукционе русского искусства в Стокгольме одна из картин Максимова "влёт" ушла за баснословные 418 тысяч евро. В парижском музее Орли, входящем в десятку лучших музеев мира, среди девяти картин русских художников-реалистов выставлена картина Максимова. Музей, к слову, посвящён исключительно импрессионизму.
В России память о художнике снова стала тихо-тихо стираться. 100-летие со дня его смерти и прошлогодний юбилей его рождения в масштабах страны прошли практически незамеченными. Тем радостнее сознавать, сколь много для сохранения этой памяти, для изучения и популяризации его творчества делается нашими земляками. Всего за несколько последних лет вышло огромное количество статей и книг, написанных и подготовленных журналистом Галиной Стерликовой, краеведами Денисом Арутюновым, Галиной Цветковой, Галиной Вандышевой, Виктором Астафьевым, музейным работником Натальей Морозовой и другими энтузиастами.
Увидел свет совершенно уникальный иллюстрированный каталог произведений, в который стараниями всё того же Дениса Анатольевича Арутюнова вошла вся известная на сегодняшний день информация о живописи и графике Максимова. Большими тиражами, целыми полосами материалы о Максимове и тексты самого Максимова публиковались в местной печати. С огромным успехом в Староладожском музее-заповеднике, Новоладожском историко-краеведческом музее, музее истории г. Волхова, Волховском культурно-информационном центре им. А.С. Пушкина, Сясьстройском городском Доме культуры, Иссадской школе прошла передвижная выставка репродукций художника.
Всё вышеперечисленное написано и создано исключительно на энтузиазме, на чувстве настоящего, а не официозного патриотизма, на беззаветной любви к художнику, его творчеству и к нам, его сегодняшним и завтрашним землякам.
…Присвоение Волховской художественной школе имени В.М. Максимова - неоценимый вклад в сохранение его памяти и художественного наследия. Но это, по мнению многих собравшихся на торжественное мероприятие, лишь первый шаг. Очень своевременно на вечере прозвучали слова о необходимости создания у нас музея творчества Максимова, о присвоении его имени одной из улиц в Волхове. Да, наверное, будет высшей справедливостью, если в России появится хотя бы один памятник большому национальному художнику Максимову. И лучше бы это произошло на его родине… И лучше бы при нашей жизни…

Автор: И. Бобров
внештатный корреспондент газеты "волховские огни"