ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

В память открытия второго ладожского канала

В память открытия второго ладожского каналаСтроительство нового ладожского канала началось в 1861 году. Задолго до окончания работ, широко обсуждался вопрос о постановке монументов на обоих концах канала. 16 июня 1864 года председателю комитета по устройству нового ладожского канала инженеру генерал-майору и кавалеру Николай Иванович Богдановичу поступил рапорт от производителя работ по устройству канала инженер-полковника Валериана Александровича Киприянова.

В рапорте содержится только одна просьба: «Указать места, на которых должны быть поставлены монументы построения Нового-Ладожского канала, а именно для города Шлиссельбурга, на островке при моле или на площадке, между устьями старого и нового каналов, а в Новой Ладоге на площадке при вновь проектируемом входе с левой или нагорной стороны, или на каком другом месте, а указанья эти необходимы для составления исполнительного проекта по постановке сих монументов». Новоладожский обелиск именно на том месте и поставлен: на левом берегу при входе в канал и являл собой прекрасный ориентир. Памятники были запланированы и спроектированы заранее, вместе с проектом самого канала: «Предположено поставить на обоих концах канала два монумента: один в Шлиссельбурге, а другой в Новой Ладоге с надписями: а. Со стороны обращенной к каналу:
«Ладожский канал сооружен повелением Государя Императора Александра Николаевича в 186.. году»
и б. На строго противоположной:
«Канал сей сооружен в управление путями сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта К.В. Чевкина».
Дата окончания строительства, как мы видим, не стоит, хотя явно предполагали, что она не выйдет из седьмого десятка. Так оно и получилось. Канал был торжественно открыт в городе Шлиссельбурге 1 сентября 1866 года. В тот же день император повелел именовать ладожские каналы: новый - каналом императора Александра II, а старый - каналом императора Петра Великого, о чем 4 сентября выходит императорский указ.
Вплотную к изготовлению монументов приступили только после открытия канала. 3 октября 1867 года Богданович, уже генерал- лейтенант, писал: «На отливку и постановку сих монументов не было составлено смет и эта работа к обязанности подрядчика Глади- на по контракту 14 апреля 1861 года не относится. По расценочной ведомости, приложенной к этому контракту, Гладин обязан только построить фундаменты к двум чугунным монументам с обделкою местности около этих монументов, что в настоящее время им и исполнено». Пришла пора изготовить собственно монументы. Комитет устройства нового ладожского канала объявил так называемый тендер на отливку и постановку памятников. Были сделаны запросы о стоимости работ у известных «заводчиков» в Санкт- Петербурге. В результате комитет получил «заявления от трёх заводчиков: «Никольс и Плинке», «Вилкинса», и «Илиса и Бутца». «Никольс и Плинке» объявил цену в 3.400 рублей: «Вилкинс» - 3.350 рублей и «Илис и Бутц» - 2.990 рублей: дешевле первого на 410 рублей и второго на 360 рублей». 23 октября 1867 года Н.И. Богданович писал министру путей сообщения: «Ваше превосходительство изволили разрешить 9-го сего октября комитет устройства нового ладожского канала на отдачу по подписке заводчикам Илису и Бутцу заказа на изготовление и постановку при входе и выходе канала императора Александра II двух монументов согласно утвержденных чертежей за объявленную ими цену 2.990 рублей.
По утвержденному чертежу монументы эти по фигуре своей не одинаковы и, значащийся под № 1 красивее и как он по размерам несколько больше другого монумента и по работе своей сложнее то и цена за него - 1380 рублей, выше цены другого - 1055 рублей, на 325 рублей. По предложению моему заводчики Илис и Бутц соглашаются изготовить оба монумента по одному и тому чертежу № 1, не изменяя утвержденной за ними цены 2990 рублей. Находя приличнейшим [чтобы] на обоих концах Александровского канала были поставлены одинаковые монументы и при том по чертежу № 1, как наиболее изящному и, принимая во внимание известность механического и литейного завода Илиса и Бутца, имею честь просить разрешения вашего превосходительства: 1. Сделать заказ этому заводу на изготовление и постановку двух одинаковых монументов при входе и выходе канала по чертежу № 1 за утвержденную Илисом и Бутцом цену 2990 рублей и 2. Заключить с заводчиками Илисом и Бутцом контракт на принимаемый ими на себя заказ». Итак, победитель конкурса определён и 28 октября с заводчиками, Санкт-Петербургскими временными 1-й гильдии купцами, Ричардом Илис и Владимиром Бутц заключён «контракт на изготовление двух монументов во всем согласно представленного им чертежа и постановку оных на обоих концах канала императора Александра II одного в городе Шлиссельбурге и другого в городе Новая Ладога за объявленную ими и утверждённую его превосходительством г. управляющим министерства путей сообщения сумму две тысячи девятьсот девяносто рублей».
С кем же комитет устройства нового ладожского канала заключил этот контракт? В свидетельстве от 24 июня 1864 г., выданном после очередного, регулярно проводимого осмотра предприятия записано: «Дано сие свидетельство купцам Ричарду Илису и Владимиру Бутцу в том, что по освидетельствованию принадлежащего им чугунолитейного завода, Васильевской части, 4 квартала, по Винному переулку под № 6 и 8 и по собранным полицеймейстером 3 отделения сведениям оказалось:
1. Чугунолитейный завод этот, по роду производства работ разделяется: а. на чугунолитейное отделение, с особым помещением для отлития медных и бронзовых вещей: б. кузнечное и котельное отделения: в. слесарное и сборное отделение: и г. мастерскую для обработки металлов.
2. находящиеся в этом заводе паровые и другие машины, долбильно-резательные, токарные, винторезные, сверлильные, строга- тельные, болторезные, гайкорезные станки и прочие механические устройства и орудия по освидетельствованию губернским механиком Гутманом найдены в хорошем состоянии и полном действии».
Кроме чугунного и медного литья, кузнечных железных отковок, завод специализировался на производстве всякого рода машин, преимущественно паровых с котлами для канатных, стеариновых, винокуренных, писчебумажных, железопрокатных и механических заводов, а также железных дорог. Мощность завода в 1862 году определена комиссией мануфактурного департамента в ежегодной обработке 50.000 пудов чугуна и 255.000 пудов железа, что составляет производство завода на сумму до трёхсот тысяч рублей.
Вероятно, заказ на изготовление двух монументов от комитета по устройству нового ладожского канала являлся скорее престижным, нежели доходным. Именно поэтому Илис и Бутц и стоимость памятников сбросили и пошли на изготовление обоих по дорогому проекту без поднятия цены. Клеймо «ИЛИС И БУТЦ» до сих пор красуется на корпусе монумента в Новой Ладоге, правда из-за многослойности красок и «странности» имён никто не может его прочитать...
Памятники пошли в производство по ранее утверждённым проектам с небольшим изменением: «Предполагаемые по проекту прежние надписи на медных вызолоченных досках заменить согласно совершившимся обстоятельствам следующими: на лицевой стороне каждого монумента:
«Канал императора Александра II», на противоположной стороне: «Начат в 1861 г. в управление путями сообщения и публичными зданиями генерал- адъютанта К.В. Чевкина. Открыт для судоходства сентября 1 дня 1866 г. в управление министерством путей сообщения генерал- лейтенанта П. П. Мельникова».
Подписал изменения товарищ (заместитель) министра путей сообщения. Действительно, Константин Владимирович Чевкин руководил управлением путей сообщения и публичными зданиями до 1862 года. Его преемником на посту управляющего стал Павел Петрович Мельников, ставший после упразднения должности первым министром путей сообщения Российской империи.
Договор, заключённый 28 октября 1867 года между заводчиками Илисом и Бутцем и комитетом по устройству нового ладожского канала состоял из одиннадцати пунктов. Один из них, первый, я процитирую: «Мы, Илис и Бутц, обязуемся сделать два одинаковых четырёхгранных, по данному нам от комитета чертежу, монумента: один для города Шлиссельбурга и другой для города Новой Ладоги. Каждый из монументов должен быть вышиною 11 аршин и 10 вершков (более восьми метров - прим. У.М.], нижняя часть его должна быть чугунная, вышиною 3 аршина 4 вершка, а верхняя из котельного в 1/8 дюйма толщины железа, с филенками на четыре стороны. На пьедестале с двух сторон медные вызолоченные доски с надписями в следующем пункте объяснёнными. На лицевой стороне, над доскою с надписью, вызолоченный орёл, а на верху монумента вызолоченный шар со стрелкою».
начале осени 1868 года в департамент водных сообщений поступил рапорт от начальника I-го округа путей сообщения Лесникова: «Правление I-го округа путей сообщения в следствие отношения департамента водных сообщений от 7 августа сего 1868 года за № 2837 имею честь уведомить, что работы по изготовлению и постановке двух монументов на обоих концах канала императора Александра II, произведённые через заводчиков Илис и Бутц, по контракту, заключённому с ними комитетом устройства нового ладожского канала 28 октября 1867 года окончены 2 сентября». Именно с этой даты, можно считать, город Новая Ладога встречал входящие в канал Александра II суда ярким, видимым издалека, сверкающим позолотой памятником, напоминающим всем о громадном труде инженеров, техников, тысяч рабочих людей. С прискорбием вынужден констатировать, что величественное, грациозное, я бы сказал, сооружение ныне представляет довольно жалкое зрелище. Не потому, что сорван золотой орёл (между прочим являющийся гербом и нынешнего нашего государства), утрачен шар, украдены памятные таблички, а потому, что слишком ярко мы демонстрируем свое равнодушие к трудам и достижениям наших предков, наших дедов. Не то, что построить новое, мы и старое не можем поддерживать в порядке. Может, дёрнуть его как-нибудь ночью бульдозером? И нет проблем. Да ещё тонна чугуна кому-нибудь достанется. А ведь десять лет назад Санкт-Петербургскими архитектурно-реставрационными мастерскими было произведено обследование обелиска. Составлен проект реставрации со всеми необходимыми чертежами. Всё. Дальше документы легли на полки и в сейфы. Достаточно. Мы же ХОТЕЛИ. Понятное дело: бюджет, кризис. А ведь в светлых головах наших уважаемых предпринимателей куча проектов и способов выгодно вложить деньги. Конечно это не выборы, на которые не жалко и сотен тысяч рублей. Памятник доходов не принесёт (хотя, как сказать), но честь новоладожского «купечества», в хорошем смысле слова, восстановит непременно!

Михаил УДАЛОВ