ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Мы все должны учиться

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу новый закон об образовании, с этого времени школы начали работать по новым стандартам. Светлана Владимировна Конева, председатель комитета по образованию Волховского района рассказала, с чем пришлось столкнуться в минувшем году, какие изменения произошли в 2014 году, и что ждёт дошкольников, учащихся, педагогов и родителей в ближайшем будущем.

О радостях и трудностях

Год был очень непростым, но интересным. Несмотря на то, что в 2012 году новый закон появился в печати, и была возможность с ним познакомиться, тем не менее, вопросов в процессе работы с ним возникло много. С одной стороны, некоторые вещи порадовали. Новый закон об образовании достаточно конкретно расписал многие процедуры, которые сегодня используются в работе. Прежде всего, большой акцент делается на дошкольном образовании, к которому раньше относились очень посредственно. Очень радуют появившиеся в новом законе понятия: дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, более того, в нём оговорены все алгоритмы и порядки этого взаимодействия.
Самая большая работа по новому закону была у администрации школ, потому что пришлось полностью переделывать всю нормативно-правовую базу. Сегодня ведётся активная работа над уставами.
Приятно, что детские сады, школы, учреждения дополнительного образования становятся максимально открытыми обществу. Всё больше прав даётся родителям. С одной стороны, этот вызов времени чреват для образовательных учреждений определенными трудностями, а с другой - он является инструментом, помогающим выстраивать работу с учётом родительских пожеланий.
Не будем забывать, что федеральный государственный образовательный стандарт был утверждён только в прошлом году и сейчас находится в апробации.

Дошкольное образование

Наконец-то оно стало первой ступенью общего образования. Сегодня именно через эту ступень дошколята вливаются в образовательную систему. Многие родители думают, что теперь в детских садах будут учить и писать, и читать, в школу дети будут приходить подготовленными. Это не так. Главная задача дошкольного образования - развитие у ребёнка мотивации к учению и интереса к познанию. 4 детских сада, расположенных на территории Волховского района, тоже участвуют в этом эксперименте. На недавно прошедшем педагогическом совете выступал директор детского сада № 8 «Сказка». Она отметила, что новый стандарт ставит сложные задачи, что педагогам должно быть трудно, чтобы детям стало интересно. Надеемся, результаты первого года покажут, над чем нужно работать больше, а что получилось хорошо. Дошкольное образование всегда было неотъемлемой частью лестницы к хорошему образованию.

Дистанционное обучение

Сегодня появилась возможность создать уникальные условия для детей, проживающих в Волховском районе: с помощью сетевого взаимодействия и дистанционного обучения они получают необходимое образование.
Волховская школа № 6 реализует программы, как центр дистанционного обучения. На базе этой школы дети, проживающие в Свирице, Иссаду и других поселениях, наравне с учениками Волхова и Сясьстроя могут дистанционно общаться с лучшими преподавателями района, получать опыт и знания.
Дистанционное обучение - огромный шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать учебное заведение. В районе есть дети-инвалиды, благодаря практике такой формы обучения по президентской программе они получили хорошее образование. Сегодня это абсолютно легитимно. Ребёнок не исключается из школьного образовательного процесса. Есть дети-инвалиды, которые посещают школу, но по состоянию здоровья им иногда приходится выпадать из обычного графика посещения школы. В этом случае дистанционное обучение тоже приходит на помощь: учитель, закреплённый за школьником, продолжает обучать его через Интернет.
Некоторым детям сложно справиться самостоятельно, поэтому работа по программе ведётся и с родителями. Центр информационных технологий и специалисты обучали их, как правильно помочь ребёнку в этой ситуации, как поддержать.

Доступная среда

Нельзя, чтобы дети-инвалиды замыкались на домашнем обучении. Выход - инклюзивное образование - доступность для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, в том числе и с определёнными потребностями. Когда дети-инвалиды обучаются вместе со здоровыми детьми, это не только социальная адаптация для них, но и хороший жизненный урок для обычных школьников. Дети, не знающие о таких проблемах, понимают, как всё шатко в нашем мире, учатся состраданию и милосердию.
Был случай, когда в один из пунктов приёма единого государственного экзамена на карете скорой помощи привозили выпускника, который по состоянию здоровья сдавал в лежачем положении.
Сегодняшняя жизнь позволяет этой категории получать и общее, и высшее образование. Дети-инвалиды потом поступают в ВУЗы и продолжают обучение дистанционно, что даёт им возможность найти себя в мире.
На сегодняшний день ни одно учебное учреждение района не имеет условий для обучения группы детей-инвалидов, но волховская школа № 1 попала в адресную программу организации доступной среды. В первую очередь полностью переделают крыльцо, установят пандус, оборудуют туалетную комнату, чтобы ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата мог ей пользоваться. На будущий год средства в бюджете уже заложены на создание таких же условий в сясьстройской школе № 1.
Но и здесь есть свои сложности: ребёнок должен не только попасть в образовательное учреждение, но и подняться на нужный этаж. Этот шаг ещё предстоит обдумать. В любом случае, сегодня государство в рамках обеспечения доступной среды делает очень много, выделяет достаточные средства. В Волхове порядка 1,5 миллиона уйдёт только на первичные меры.

Что волнует родителей

11 сентября прошёл муниципальный родительский совет, где комитет по образованию отчитался о результатах учебного года, подвёл итоги и определил новые задачи. Родители всегда принимают активное участие в образовательном процессе, дают наказы и оставляют пожелания. Обсудили и злободневные темы: пятидневная рабочая неделя для начальной школы и пятых-шестых классов, объём домашних заданий, безопасность. Много вопросов возникло по группе продлённого дня - сегодня эту проблему решают на уровне области, на уровне субъекта. Государственная Дума уже понимает, что в рамках нового закона группа продлённого дня относится к услуге присмотра и ухода, которая должна оплачиваться, а не к образовательной услуге, гарантированной государством бесплатно. Но и муниципальный бюджет расходы по финансированию зарплаты воспитателей полностью на себя взять не может. На первое полугодие из бюджета было выделено 5 миллионов рублей, чтобы выплатить зарплаты и закрыть прошлый учебный год. Вопрос постепенно будет решаться, и группы продлённого дня продолжат комплектовать.
С новой поступающей информацией родители и дети могут ознакомиться на сайтах образовательных учреждений.

Навстречу детям

В этом году для школьников было приобретено более 20 тысяч экземпляров учебников на сумму 1 миллион 300 тысяч рублей. Надеемся, что к книгам дети будут относиться бережно и пользоваться ими ни один год. Хотя нововведения на 2015 год предусматривают электронные учебники.
Также новый закон поддерживает одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. 1 сентября этого года на линейках работники администрации, школ и депутаты традиционно вручали муниципальные премии тем, кто показал хорошие результаты. 15 школьников из Волхова, Новой Ладоги, Сясьстроя и Паши получили её за выдающиеся успехи в учении, творчестве и спорте.
Премия существует уже давно. В течение последних трёх лет её размер -10 тысяч рублей. По положению, претендовать на премию могут дети в возрасте от 14 лет, имеющие заслуги на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Есть школьники, которые удостаивались её неоднократно. Это хороший вклад в семейную копилку и существенное поощрение за старания.
Не стоит забывать, что не во всех сельских и деревенских школах есть 10 и 11 классы. Для доступности качественного образования каждого ребёнка с учётом его возможностей в образовательных учреждениях района запущено автобусов, которые возят детей старшей ступени - выпускников. Для них созданы удобные и экономные условия, чтобы обучение продолжалось.

Старые - новые задачи

Задачи на этот год - масштабные. Важно закончить начатые проекты. Среди них ремонт трёх спортивных залов в пашской, алексинской и бережковской школах. В Паше и Бережках ремонт практически закончен. Такие спортивные залы должны быть в каждой школе. Ещё одна задача - пристройка к школе № 8. Она уже растёт на глазах и радует нас.
Главное - создание внутренней образовательной среды, и это дел рук не строителей, а администраций школы. Детям должно быть удобно, комфортно и приятно приходить в учебное учреждение и проводить в нём время. Заканчивается строительство детского сада, он уже оформлен яркими красками, а скоро на стене появится рисунок дельфина.
Таким образом, исполняется указ Президента: все дети в возрасте трёх лет будут обеспечены местами в детских садах. Это животрепещущая тема. Ведётся активная работа над тем, чтобы дети и более раннего возраста попадали в детские сады.

Личность учителя

Главным элементом, главной фигурой всего образования остаётся учитель. Без обучения новым технологиям, без повышения профессионального уровня учителя, школа не сможет развиваться. Жесточайшие требования предъявляет время к дошкольному образованию. Раньше его всегда недооценивали, а ведь это начальная ступень, именно здесь можно корректировать основные физиологические и психические стороны ребёнка. В дошкольных учреждениях должны работать специалисты.
Активно меняя образовательную среду вокруг себя, последние годы много вкладывалось в материальную базу, сейчас начинаются вложения в человека, разрабатываются программы курсов повышения квалификации. Волховский район взаимодействует не только с Ленинградским областным институтом развития образования, но и с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, в которой работают лучшие методисты.
Мы все должны учиться: профессионалы - повышать свой уровень, дети - становится профессионалами.


Валентина НОВИКОВА