Разместить рекламу на сайте SyasNews со скидкой!

�� � ���. �����:
    vkokfbtwgplustelytrss

Прощай, «государева дорога»…

Есть в Сясьстрое неприметное место – всего на один километр вдоль улицы Ленина тянется старинная булыжная мостовая. Камни, отшлифованные временем до блеска, выложенные ровными рядами аж в начале XVIII века, помнят, наверное, скрип повозок и карет самого Петра I. Через деревню, которую, по преданию, Сясьскими Рядками назвал сам Пётр, проходил тот самый Петровский тракт, который в народе называли «государевой дорогой».


Начиналась дорога в Карелии, проходила через Архангельск к будущему граду Петрову. В Петрозаводске оставшаяся часть Петровского тракта признана заповедным памятником российской истории. Сейчас он изучается созданными исследовательскими группами, в том числе питерскими археологами, архивистами, фольклористами. А в Сясьстрое свидетельство «царского десанта» - так историки называют кампанию по строительству тракта - безжалостно уничтожается. Причиной тому – строительство нового моста через Сясь.
Многое выдержала на своём веку булыжная мостовая, а вот нашествие многотонных большегрузных автомобилей, доставляющих по ней строительное оборудование для моста, не перенесла. Разбили бывшую «государеву дорогу». Да так, что жители улицы Ленина, имеющие свои машины, к домам своим по этой мостовой проехать уже не могут, не потеряв по дороге глушитель или не повредив днище автомобиля. Цена, что придётся заплатить за красавец-мост, который полностью будет готов к концу 2013 года, определяется не только сотнями миллионов рублей. Слишком дорога память… Эти булыжники на мостовой выдержали даже налёты вражеской авиации во время войны, когда бомбили Сясьстрой. Бомбы попадали в расположенный вдоль дороги сосновый бор, оставляя в нём и по сей день видимые воронки. Но ни один камень из булыжной мостовой не был выбит…
У Петровского тракта своя история. Сегодня мало кто знает, что его протяжённость - 260 километров по лесам, болотам, кряжам. Тем не менее дорога была «пробита» всего за несколько месяцев. А ведь, по некоторым подсчётам, пришлось «освоить» более семи миллионов кубических метров земли – вручную! Так что, скорее всего, дорожные работы велись круглосуточно, в три-четыре смены: рубились просеки, выкорчёвывались пни, откатывались с помощью воротов валуны, на болотах устраивалась сплошная «мостовая настилка». В результате почти невероятного по времени марш-броска по непроходимым чащобам Карелии и нынешней Ленинградской области русская армия внезапно для шведов оказалась на Ладоге, напротив крепости Нотебург (с 1323 г. новгородский Орешек), и после многодневного приступа одержала победу, тем самым «прорубив окно» на Неву, Балтику и в конечном итоге – в Западную Европу.
Идея похода, скорее всего, родилась в 1702 году у государя спонтанно, в Архангельске, хотя ещё зимой 1700 года архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий с помощью «ведующих людей» подготовил удивительный труд «О трёх путях в Свейскую землю». Во время третьего «хождения» Петра I к Белому морю Афанасий Холмогорский предложил текст своего секретного трактата царю. Любопытно, что один из пунктов географического и одновременно стратегического документа пришёлся государю, любителю «марсовых потех», по душе. По замыслу Афанасия, путь пролегал от древнего поморского села Сумский Посад через глухие таёжные леса к Онежскому озеру, реке Свирь и далее к шведскому Нотебургу на Ладоге.
Цитадель ещё со времён Столбовского мира (1617 г.) блокировала с востока подступ к Балтике. Именно этот путь, начертанный владыкой, чуть изменённый в начале, и превратился в «государеву дорогу». Как свидетельствует летопись, проходил тракт «сквозь глухие места и зело каменистые». Трудно представить, что 135-й километр Мурманского шоссе, где начинается Сясьстрой, сегодня – глухое место. Но ещё в середине XX века, до строительства этого самого Мурманского шоссе и моста через Сясь в 1957 году, каменная мостовая в Сясьских Рядках имела большое стратегическое значение.
Как сообщили в «Мостостроительном поезде № 6», к моменту завершения строительных работ все разбитые участки будут заасфальтированы. Более того, по современным технологиям для проезда на ту часть улицы Ленина, которая проходит за мостом в сторону Петровских каналов, будет сооружён тоннель под насыпью через Мурманское шоссе. Раньше через насыпь ходили по лестницам, но после завершения строительства моста ландшафт улицы изменится.
Уходит от нас часть былого, и теперь уже вряд ли влюблённые пары в Сясьских Рядках буду назначать свидания на лестнице у моста и прогуливаться по полюбившейся многим булыжной мостовой… Прощай, «государева дорога».